Нелицензионное ПО присутствовало на 75% школьных ПК, по данным на 2007 год. Однако, в последние годы ситуация изменилась. Данная статья посвящена Псковским школам. Нет более подходящего времени для освещения положения дел в учебных заведениях, чем в начале учебного года. Сегодня существует тенденция использования свободного ПО в учебных заведениях. Бесплатные программы, по мнению экспертов, смогут победить пиратство, которое захлестнуло учебные заведения.
В 2007 году официальная власть России признала катастрофическое положение, сложившееся в школах в связи с распространением пиратских программ. Было принято решение разработать план действий, целью которого стало бы насыщение школ необходимыми программными продуктами. Исаак Калина, который занимал пост главы Департамента государственной политики в образовании, сделал официальное заявление, в котором настаивал, что никакой проблемы с пиратским ПО в школах нет. Он утверждал, что все государственные ПК, предназначенные для учебных учреждений, были снабжены исключительно лицензионными версиями программных продуктов. Точку в этом деле на какой-то период удалось поставить благодаря запуску проекта «Первая помощь 1.0». В рамках этой государственной программы платное ПО поставлялось в учебные заведения с колоссальной скидкой.
2007 год давно прошел, что же изменилось? Вышеупомянутый Исаак Калина, например, утверждает, что в большинстве случаев виновными в наличии на школьных ПК нелицензионных программ являются учителя, так как именно они (сами или с помощью сервисов «компьютерной помощи») устанавливают домашние программы, не входящие в перечень необходимых для обучения. С этим мнением согласен и Алексей Драгунов, а он (кроме всего прочего) является заместителем главы специальной группы информационного развития при президенте России. Эксперты утверждают, что расхождение в данных может быть обосновано тем, что статистика 2007 года касалась не только наиболее часто используемых программ (Windows, Office), она относилась ко всему пиратскому ПО, найденному в школах.
Серьёзнейший фактор — воспитание российского общества. В данный момент интеллектуальную собственность россияне ценить по достоинству не научились. Несмотря на это, эксперты просят обратить внимание на существенные позитивные перемены в этой отрасли в последнее время. Специалисты также отмечают, что заявление Исаака Калины о «Лицензионных государственных поставках ПО» касалось исключительно операционных систем Office и Windows, все остальные программы школы обязаны были докупать самостоятельно. Алексей Драгунов считает, что данных операционных систем вполне достаточно для обеспечения полноценного учебного процесса.
Другая ситуация возникает, если школа приобретает оргтехнику самостоятельно, или при содействии меценатов. В данном случае вся ответственность за используемое ПО ложится на плечи руководства учебного заведения.
Алексей Драгунов предлагает создать программу государственных дотаций в сферу разработки свободного ПО, что позволит избавиться от нелегальных копий программных продуктов в школах. Есть мнение, что существуют сложности с подтверждением получения легального программного обеспечения школами от государства. Алексей не согласен с этим утверждением. Он утверждает, что чаще всего наличие лицензий на продукты компании Microsoft подтвердить просто. Все программы, по утверждению Драгунова, поставленные в учебные заведения после 2003 года, легальны. Наличие лицензий подтверждено документально (100% лицензий – данные по Псковскому региону). В нынешних обстоятельствах нарушение авторских прав может быть установлено лишь у ПК старше 10 лет. А таких компьютеров в России, статистически, не очень много.
Данные по обстановке в образовательной отрасли состоянием на 2000 год, будут выясняться при помощи поставщиков корпорации Microsoft. Обо всей России говорить рано, однако пример Псковской области позволяет осознать действительное улучшение в вопросе лицензионного ПО в учебных заведениях. Однако возникает ещё одна явная проблема – лицензии на программные продукты, поставленные по государственной программе, истекают в нынешнем году. Драгунов уверил, что решение данной проблемы будет осуществляться на уровне региона. В школах пройдет полная инвентаризация ПО, после чего будут сделаны выводы о необходимости закупки лицензий у корпорации Microsoft на будущее. Привлеченные эксперты смогут разработать план о внедрении свободного ПО наряду с коммерческим. Microsoft, в свою очередь, заявляет о готовности поставок программ по сниженным ценам для учебных учреждений. К Microsoft, по прогнозам, могут присоединиться и многие другие коммерческие разработчики программных продуктов. Во всем мире для учебных учреждений устанавливается специальная цена на ПО, Россия – не исключение.
Впрочем, если постараться применить свободное ПО в образовании, проблема также не будет решена в полной мере. В этом мире не существует ничего абсолютно бесплатного. Если, к примеру, говорить об известной бесплатной операционной системе Linux, то и в этом случае не нужно забывать об оплате труда разработчиков специальных дистрибутивов для школ. Государство должно будет взять на себя эти траты. Сравнивать затраты на свободное и коммерческое ПО, учитывая все аспекты, крайне сложно. Многовекторность – лучший ключ к принятию решений в вопросах лицензирования ПО в образовании. Президентом России совсем недавно был утвержден специальный план, посвященный развитию информационного общества. Из плана следует, что к 2011 году, свободное ПО будет использоваться, как минимум, на 50% школьных компьютеров.