На наш взгляд, оживление мировой экономики связано скорее с временной стабилизацией. Если говорить об устойчивом росте, то необходимо представлять за счет каких факторов такой рост может генерироваться, как со стороны спроса, так и предложения. Мировой финансовый кризис и наступившая экономическая стагнация имеют системные причины, без преодоления которых трудно говорить о выходе мировой экономики на устойчивый экономический рост.
Говоря о системности кризиса, нужно иметь в виду следующие пгинципиальные моменты. Во-первых, отрыв финансовой системы от реальной экономики в США и Великобритании как центров мировой финансовой системы и проецирование «спекулятивной экономики» на мировую финансовую периферию, включая Россию и СНГ. Финансовые спекуляции глобализируются из-за отсутствия эффективного контроля за трансграничными финансовыми потоками, в результате мировая финансовая система дестабилизируется посредством различных «финансовых пузырей» в периферийных экономиках, а также наращивания госдолга как на периферии, так и в странах эмитентах резервных валют (США, ЕС, Японии).
При этом, в то время как на периферии растет внешняя задолженность и угроза дефолтов, в странах-эмитентах внутренний долг понижается денежной эмиссией, ведущей к обесценению резервных валют и перманентному росту мировых цен. Это подтверждается динамикой мировых цен на сырье и продовольствие. Естественно, возникает вопрос, имеет ли пределы рост госдолга? Если имеет, то как будут «обнуляться счета», за чей счет? Если не имеет, то нужно искать приемлемые темпы обесценения резервных валют и их влияние на другие финансовые и экономические индикаторы, отражающие мотивацию бизнеса. Сегодня однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
Во-вторых, общее состояние рынка, его насыщенность основными товарами и услугами и ограничениями со стороны предложения (формирование новых (инновационных) товарных рынков), которые могли бы генерировать устойчивое расширение потребительского и инвестиционного спроса. Инновационный потенциал накапливается, но до конца десятилетия вряд ли стоит ожидать заметного изменения в формировании принципиально новых емких сегментов рынка на основе новой «технологической волны». Так, что до конца десятилетия динамика мирового хозяйства скорее будет напоминать «плато».
По материалам журнала «Мир перемен»