Наташа Швец обласкана судьбой — у нее звездные роли, лучшие режиссеры и интересные театральные проекты. Но это не мешает актрисе считать: главное — это постоянная работа над собой и умение быть довольной тем, что есть.
Наташа, что дает вам спокойствие на сцене? Когда долго играете одну роль более уверены в себе?
Намного. Отличие театра от кино в том, что репетиционный процесс продолжается и после премьеры, только уже внутри спектакля. Кроме того, я начала серьезно заниматься голосом с Мариной Чаплиной, замечательным педагогом из «Сатирикона». Очень увлеклась этим, потому что знаю: с помощью голоса можно делать удивительные вещи. Марина помогла, например, через интонации передать полет моей героини. Я понимала, чего хочу, но не знала, как голосом создать перспективу — удаление, приближение. Есть много секретов, дающих актеру возможность быть услышанным в конце зала, даже если говоришь шепотом. В США самые именитые артисты постоянно работают над собой. Мне кажется, самосовершенствование — не повод для стыда, а наоборот. И, признаюсь, даже горжусь тем, что занимаюсь и улучшаю себя. Режиссер, кстати, приехав через полгода на спектакль, поразился, какой скачок я сделала.
Но все равно волнуетесь перед выходом на сцену?
Уже давно не испытываю обычного волнения и страха. Безусловно, чувствую небольшой мандраж — адреналин ведь все равно выбрасывается. Невозможно, выходя на публику, делать вид, будто не понимаешь, что на тебя смотрят 800 человек. И адреналин уже выделяется автоматически, независимо от сознания. Слышу первые звуки спектакля по трансляции — и тут же появляется это приятное чувство. Но перед премьерой оно другое.
Похоже на волнение перед экзаменом или первым свиданием?
Нет, точно не как перед экзаменом. А вот свидание… Наверное, да, потому что тоже неизвестно, как все пройдет. Но только отчасти. Премьерное волнение — это гиперответственность за себя, за спектакль, за партнера.
Для вас важно чувствовать доверие и доброжелательность партнеров?
Да, и мне в этом везет. Никогда не было, чтобы ко мне кто-то плохо относился или даже просто косо посмотрел. Но, думаю, если бы такое случилось, смогла бы отгородиться от негатива, поставила бы «стенку». Когда мне говорят: «Вот этот человек тебе завидует», бываю страшно удивлена. До меня слухи доходят в последнюю очередь. То ли какая-то бессознательная защита организма, то ли я просто не думаю об этом и потому не замечаю. Один приятель еще в институте назвал меня ящерицей, поскольку «отбрасываю хвосты». Может, что-то неприятное и было — я не помню.
Для лучшего результата вам нужен кнут, пряник или их сочетание?
Как бы ни проходили репетиции, я должна чувствовать: меня любят, я нравлюсь. К примеру, с театральным режиссером Юрием Бутусовым всегда очень сложно, но безумно интересно. Выпустить премьеру с ним — значит пройти через многое. Делая спектакль, он мучается по-настоящему, и ты не можешь не мучиться рядом с ним. Вообще, считаю, если режиссер берет меня на работу, он должен быть уверен во мне на 100%. А вот актер, начинающий репетировать, всегда не уверен в себе, сколько бы лет ему ни было. Поэтому непременно нужна помощь режиссера — человека, который ведет. Артисты, при кажущейся самодостаточности и цельности, все равно очень рефлексирующие люди. По-моему, не сомневающийся в себе артист — это мелкий артист.
По-вашему, личный опыт полезнее, чем книжный, и даже творческая фантазия?
В книгах все равно — твоя личная фантазия. Почему тяжело играть Маргариту? Потому что эта женщина для каждого своя. Маргарита в моем исполнении — моя и режиссера. Многие могут ее не принимать. Кстати, сейчас, по прошествии времени, я сделала акцент не
только на ее силе и женской власти, но и на слабости, наивности, иногда даже глупости. Женщина, даже самая волевая, на самом деле всегда слабая.
Бывают ли у вас сомнения в своей привлекательности?
Есть вещи, которыми я недовольна. Но любой женщине необходимо слышать, что она прекрасна. Причем очень приятно, когда это говорит другая женщина. Скажу честно, я вижу, какие красивые у нас юные актрисы. Но знаю и прекрасно выглядящих взрослых артисток. Смотрю на них, восхищаюсь и думаю: многие 20-летние могли бы им позавидовать. А вообще, важно получать удовольствие от того, как живешь, в том числе от своего возраста.
Вы сказали, человек без недостатков скучен. А у вас они какие?
Педантизм. Но я с ним борюсь. Например, могу сказать мужу: «Ну почему шкафы не закрыты?» А потом злюсь на себя за это. Еще я во многом трусиха. Старалась, правда, побороть боязнь высоты — и прыгнула с парашютом. Испытала массу удовольствия. Но не знаю, решусь ли на это второй раз, так как чувствую, фобия осталась. Очень боюсь бездны. Например, плывешь под водой — и вдруг открывается бескрайность и темнота. Над этим я тоже работаю. И сейчас, как бы страшно мне ни было, все равно стараюсь идти дальше. Думаю, когда люди опасаются неизвестности, они рискуют не открыть для себя что-то новое.
Считаете, все страхи надо преодолевать?
Или хотя бы держать под контролем, потому что иначе они завладеют тобой. Потому хочу, к примеру, заняться дайвингом.
Как думаете, себя нужно любить, даже если что-то не нравится? Нельзя, например, говорить: «Во мне вот это плохо, и еще то…»
Конечно, нельзя! Доказано же: можно заболеть, если думать: «Как же мне плохо». И, наоборот, выздороветь благодаря положительному настрою. Когда человек уважает себя, любит, он и окружающим дарит радость. Но, безусловно, надо быть адекватным. Например, видишь, у себя некрасивую родинку — и либо удаляешь ее, либо принимаешь себя такой. Я бы, скорее всего, удалила, если бы она меня очень раздражала.
Когда-то вы взяли на вооружение фразу «Мое от меня не уйдет, а чужого не надо», но при этом говорите, нельзя сидеть сложа руки, надо уметь правильно формулировать свои желания…
Да, я считаю, если чего-то хочешь, то сам должен что-то делать, в том числе — четко формулировать желания. Но если чего-то не получил — не расстраиваться, понимать: значит, это не мое, будет другое. Например, на третьем курсе училища меня
выдвинули на премию им. Смоктуновского как лучшую студентку. Я пришла во MX AT, где проходило награждение, и когда вскрыли конверты и объявили мое имя, испытала шок: не была готова выйти на сцену. Руководитель курса Александр Константинович Граве, сидя со мной рядом, пожал мне руку, кто-то из сокурсников закричал: «За Наташку, ура!» Я встала и, как в рапиде, пошла через весь зал за наградой. Словно во сне взяла стеклянную статуэтку, сказала «спасибо», но отчетливо помню, о чем подумала в тот момент: «Вот стою на сцене MX АТа, а как замечательно было бы здесь работать!» Отучилась, меня приглашали разные театры, но я знала: если пойду работать в труппу, то только во МХАТ. Думала об этом, но не кусала локти и не молила бога. А как только человек перестает истерично желать чего-то, оно к нему само приходит, если так нужно.
Что для вас самое трудное?
Быть внимательной к окружающим, особенно к родным. Сейчас вообще время невнимательных людей. Порой сложно найти время далее лишний раз позвонить маме. Но так не должно быть. Стараюсь созваниваться с родными чаще, чем раз в неделю. Или, например, если долго не вижусь с близкой подругой, собираюсь и еду к ней — просто пообщаться. Нужно встречаться не только тогда, когда тебе это нужно. Дружба — постоянная работа. По-моему, это прописные истины. Но именно самое простое — всегда самое сложное.
Удобно смотреть светофор онлайн в домашней обстановке можно с помощью сайта с фильмами.