Духи, которые присутствуют в этой комнате, сообщите о себе, выйдите на связь!» — в кромешной тьме подземелья раздается приглушенный голос медиума. В ответ-тишина. «Духи, если вы здесь, дайте о себе знать! Проявитесь! Покажите себя! Выйдите на связь, please!» — повторяет медиум. Снова тишина. Медиум просит всех взяться за руки, «чтобы объединить энергию и помочь духам поймать наши вибрации». Темень тут такая, что не видно даже силуэтов. Слева в мою руку вцепилась небольшая ладонь — видимо, женская. Она холодная и дрожит. Справа — крупная потная ладонь — мужская.
Над нами руины замка Татбери под Ноттингемом, где когда-то держали в заточении Марию Стюарт и прочих врагов английского трона. Мы с несколькими десятками охотников за призраками сидим в этом подвале минут сорок, не меньше. Сейчас, скорее всего, уже за полночь — это одна из самых странных ночей в моей жизни. Становится душно. Где-то в углу раздается сдавленный стон. Рука справа резко отпускает мою ладонь. Рука слева стискивает мою. «Это ты, сэр Эдвард? Ты здесь? Эдвард!!!» — радостно спрашивает медиум. «Если это правда ты, то сделай это снова! Прошу тебя! Пожалуйста!» «Кажется, это была я, — из того же угла слышен смущенный женский голос. — Мне стало страшно в темноте». Медиум включает фонарь. На желтоватых от скудного освещения лицах написано разочарование. Но охотники за духами все еще исполнены азарта: впереди целая ночь, а чтобы поговорить с привидением, требуется терпение, много терпения.
Когда представители английской компании Haunted Happenings (в переводе с англ. — «мероприятия с привидениями») прислали мой контракт на ночь ghost hunting («охоты на призраков») в английской деревне, я задумалась. Я знаю, что англичане сейчас охотятся за своими привидениями больше, чем за лисами. Это серьезная индустрия, причем не для туристов, — но стоит ли мне лично испытывать судьбу? Даже если это будет чистой воды спектакль. Потом возникла серьезная дилемма: верю или не верю я в привидения. Если верю, то мне воздастся по моей вере и я встречу неспокойного духа, а делать этого не стоит. Если не верю, то какой смысл ехать? Я уже вышла из возраста, когда на тебя действуют «Собака Баскервилей» и комната страха в луна-парке. Любопытство взяло верх — я поехала.
Почему такая степенная, рациональная и в меру религиозная нация заболела мракобесием? По результатам недавнего национального опроса, не менее 42% британцев уверены, что привидения существуют. Реалити-шоу Most Haunted (нечто вроде нашей «Битвы экстрасенсов») — одно из самых рейтинговых на британском телевидении, а охота на призраков устраивается чуть ли не каждый день повсюду, где есть хоть какая-нибудь история (а этого в Великобритании навалом): на древнем кладбище, у кельтских памятников, в старом пабе, отеле, банке, больнице, на ферме, мельнице, в подземном тоннеле, в катакомбах, в школах (особенно тех, что сохранились с Викториан-
ской эпохи, — говорят, они густо заселены нечистой силой), а также, разумеется, в замках и заброшенных домах. Я понимаю, что страна гордится своим Гарри Поттером, но новая тенденция открыла в менталитете самой забавной в мире нации нечто большее, чем любовь к литературе. С недавних пор корпорации стали отправлять сотрудников охотиться на привидения в целях тимбилдинга, в том же жанре стали устраивать и корпоративы.
«Страх — очень сильная эмоция, — объясняет Хэйзел Форд, владелица компании Haunted Happenings, которая организовала мою ночную охоту в замке Татбери. -В обычной жизни мы часто чего-то боимся, но запрещаем себе показывать, что нам страшно, а у нас можно бояться сколько хотите». Хэйзел, профессиональный психотерапевт и мама двух девочек-близнецов, основала свою компанию три года назад на пару со школьной подругой. Она на этом неплохо зарабатывает: на их сеансы ghost hunting сейчас собирается по 80 человек, и многие записываются за полгода вперед. Выбирая места для охоты, Хэйзел и ее команда сначала изучают историю местности и все связанные с ней легенды и слухи, а затем отправляют туда профессиональных медиумов для оценки «фактора страха». Если вероятность встречи с потусторонним 30% и больше, место зачисляют в категорию ghost-friendly и начинают устраивать там ночные групповые «рейды». (Фактор страха в замке Татбери — более 70%, то есть привидения здесь, по идее, должны наступать тебе на ноги.) На вопрос, верит ли она сама в полтергейст, Хэйзел отвечает уклончиво: «Существует много того, что мы не можем объяснить, — я в своей жизни много чего сверхъестественного повидала. Но я предпочитаю не пытаться все понять — так спокойнее живется».
Я приехала в Татбери в прекрасный теплый вечер. На заросших кустарником холмах мирно паслись козы. Но развалины замка, который немедленно напомнил мне Торнфильд из романа «Джейн Эйр», даже на фоне безоблачного неба смотрелись угрюмо. Местность под названием Мидландс, где находится замок (это почти четыре часа езды от Лондона), англичане считают ghost capital of the world — всемирной столицей привидений. В этих краях веками водились ведьмы и всегда лилось много крови — именно здесь шли особо жестокие бои между Англией и Шотландией. Фермеры утверждают, что регулярно видят Робина Гуда — до Шервудского леса от замка Татбери рукой подать. В самом замке тоже много жильцов: за несколько дней до моего визита мне прислали email со списком местных привидений с подробными характеристиками. Привожу с сокращениями: «Рыцарь в тяжелой амуниции, может шептать вам на ухо, чтобы вы убирались прочь; Мария Стюарт — появляется либо в белоснежной робе до пола, либо во всем черном; Женщина в Белом; Девочка примерно семи лет — хихикает, дергает за руку и стаскивает обручальные кольца; Мальчик восьми лет, хотя он выглядит на пять, в белой рубашке, — при ею появлении возможны перебои с техникой».
На пороге замка меня встретила куратор Лесли Смит -полная женщина в старомодном цветастом платье и с толстым слоем макияжа, похожая на провинциальную оперную певицу. Правда, на ведьму она похожа ничуть не меньше. Потом мне сказали, что она завещала похоронить себя на кладбище замка и что многие считают ее реинкарнацией Марии Стюарт. В Англии Лесли Смит — знаменитость: она выросла в женском монастыре, стала доктором исторических наук и написала диссертацию о сексе и контрацепции в Средневековье. Еще она профессиональная актриса, и ее постоянно приглашают на телевидение. На вопрос, почему в Англии так модно охотиться на духов, она рассмеялась: «А вы Шекспира почитайте! Мы всегда любили посидеть вечерком у камина и почитать какую-нибудь леденящую кровь историю. Хочешь, дам тебе книжку про ведьм?» — «Благодарю вас, мадам! А почему одни видят духов, а другие — нет?» — «Некоторые из нас — как мощные радиоприемники, «ловят» частоты, недоступные другим. А привидения только и ждут, чтобы кто-то настроился на их волну, — души жаждут общаться, что-то передать живым».
Лесли сказала, что в Татбери она чуть ли не каждый день сталкивается с паранормальным: видит странные вспышки света, тени, силуэты, слышит бормотание, шепоты, запахи, крики: «Сначала я сваливала это на порывы ветра, птиц, старые стены и скрипучие половицы. А потом поняла: здесь что-то есть. Люди, которые тут жили, умерли, но энергия осталась. В замке с такой историей скопилось огромное количество информации, и периодически она просачивается… Я, например, чувствую связь со всеми, кто тут обитал, — особенно с женщинами». А я, в свою очередь, подумала, что если поселюсь в полуразрушенном замке и буду изучать особенности контрацепции в 13 веке, мое воображение породит и не таких монстров!
С наступлением сумерек в замок съезжаются «охотники» — примерно сорок человек, больше половины из них составляют женщины лет 25-45. Одна из них, из Южного Уэльса (это почти полдня пути), — на шестом месяце беременности. Нас усаживают за длинные столы и подают мощный, чисто английский ужин: курица с картошкой, тушеные морковь и фасоль, а на десерт — здоровенный кусок вишнево-яблочного пирога со сливками. Как выясняется, многие за этим столом ездят охотиться на привидений почти каждый месяц. Девушки хихикают, время от времени выходят во двор замка покурить и наперебой докладывают, когда они последний раз видели духов и призраков.
Стив, здоровенный детина из городка Девон, хвастается сделанной на iPhone фотографией привидения — девочки в викторианском платье, которая регулярно появляется в старинной больнице неподалеку (но слухам, когда-то там при таинственных обстоятельствах скончалось 15 девочек). «Мам, а ты помнишь того призрака на чердаке
на нашей ферме и странный запах?» — говорит 22-лстняя Элизабет, студентка из Лондона. «Конечно, помню, дочка, — отвечает мама. — Скорее всего, это был дух моего покойного дедушки — мы годами боялись подниматься наверх». «Я тоже однажды видел призрака, — встревает в разговор лохматый Люк, ландшафтный дизайнер из Стаффордшира. — Я работал в саду и увидел мужской силуэт, приближающийся к двери дома. Он вроде вошел внутрь, хотя на самом деле в дом в тот вечер никто не заходил и не выходил — там сигнализация».
Примерно в полдесятого нас приглашают в парадный зал на инструктаж по технике безопасности. Оказывается, помимо призраков Марии Стюарт и прочих бывших обитателей замка, охотников часто «настигают» духи их собственных покойных родственников. «Если вы вступите в контакт с духом, задавайте ему только те вопросы, на которые готовы услышать ответ, — наставляет Хэйзел Форд. — А если кто-то сам вздумает притвориться привидением, сразу отправится домой». Нас делят на четыре группы: в моей почти все — мужчины. Большинство, как мне кажется, настроены скептически, поэтому с ними не страшно.
При свете единственной свечи мы под руководством медиума Каролины пытаемся выйти на связь с духом: легонько дотрагиваемся пальцами до маленького столика и силой мысли просим невидимых существ приподнять или хотя бы сдвинуть стол с места. Этот прием, который часто используют на сеансах спиритизма, называется «столоверчением»: если духи в настроении общаться, столы не только сдвигаются, но и начинают вертеться на одной ножке или даже летать. Нам пока не везет — духи безмолвствуют. «Духи замка, если вы здесь, покажите нам себя, проявитесь через этот стол!» — настаивает медиум. Мои напарники молча склонились над столом. Мне не по себе: в зале и без призраков неуютно и холодно (как нам объяснили, перед тем как появляется дух, температура в помещении падает как минимум на пять градусов). При тусклом свете лица на старинных портретах выглядят крайне неприветливо, а мы сами, кажется, становимся похожи на сумасшедших. «Духи, пожалуйста, проявитесь, дайте о себе знать!» — как мантру повторяет медиум. Вдруг стол действительно начинает двигаться, где-то на сантиметр-два приподнимаясь на одной ножке, и в конце концов чуть не падает.
Но действительно ли это активизировался застрявший во времени и пространстве дух, или кто-то из нас незаметно надавил пальцами на стол?.. Я не успеваю это выяснить — из соседней комнаты раздастся пронзительный женский визг, за которым следует взрыв хохота. Медиум с довольным видом потирает руки: «Девочкам повезло больше». После этого сеанса следует перерыв -нас поят кофе и чаем с молоком. Я расспрашиваю девушек, которые охотились на призраков в соседней комнате, что с ними стряслось. «Он потрогал — нет! — схватил меня за ухо, представляешь?!» — рассказывает бледная как моль Дженни, социальный работник из городка Лидз под Манчестером. «Кто «он»?» — удивляюсь я. «Как кто? Джек! — как само собой разумеющееся сообщает Дженни. — Призрак слуги, который здесь когда-то жил и знает все секреты. Он похотливый, злобный, вонючий и грязный — пятьсот лет назад люди ведь редко мылись. Бол тает с некрасивым французским акцентом и кожа у него серая, вся в рытвинах. Женщин не любит, но грубо хватает их за иону и за грудь». «Откуда такие подробности?» (Я грешным делом начинаю думать, что компания Haunted Happenings на роль призраков нанимает актеров.) «Медиум рассказала», — отвечает Дженни, которая вместе со своей подругой, 30-летней учительницей Сьюзан, охотится за привидениями уже третий раз. «Я вот почувствовала запах тухлой капусты, — говорит Сьюзан. — И еще как будто кто-то провел рукой по моей щеке.
Хотя я, честно говоря, ожидала, что будет страшнее». «Я на спиритическом сеансе слышала женский плач, — хвастается Эмма, беременная из Уэльса. — Дух женского пола мне через медиума сообщил, что охраняет меня и моего бэби. Мне сразу полегчало». «А мне, — гордо заявляет Джереми, рыжий парень, у которого на майке написано Iron Maiden, — дух женщины, которая когда-то жила в замке и умерла здесь при родах, передал, что я похож на ее сына». Эмма вздрогнула и схватилась за свой шестимесячный живот. У меня — то ли от этих рассказов, то ли от недосыпа — разболелась голова. Но я послушно иду, теперь уже с девушками, на следующий сеанс — общаться с духами посредством «дощечки Уиджа» (деревянная планшетка с латинским алфавитом и стрелкой посередине, которой двигает дух). Это небезопасная штука — говорят, что ею пользуются не только привидения, но и черти. «Дух, если ты хочешь выйти на связь, выбери кого-нибудь из нас», — командует медиум. Девушки дотрагиваются указательными пальцами до стрелки и замирают. И тут происходит нечто, что лишает меня дара речи. Стрелка на дощечке медленно поворачивается в мою сторону. «Правильно ли мы понимаем, о дух, что ты выбираешь для контакта Светлану?» — строго спрашивает медиум, услышав мой скептический смешок. Стрелка снова двигается в мою сторону. Девушки ревниво уставились на меня. «Ты дух, живущий в замке?» — спрашивает медуим.
Стрелка резко двинулась влево, где написано «нет». «Ты дух кого-то из близких Светланы?» Стрелка поехала вправо, где написано «да». «Ты мужчина?» «Нет». «Ты знаешь Светлану с детства?» «Да». «Ты — родственник?» «Нет». «Близкий друг семьи?» «Да». «Ты все знаешь про се жизнь?» «Да». «Ты ее охраняешь?» «Да». «Ты хочешь что-то спросить у духа? — медиум обратилась ко мне. — Только осторожнее с вопросами. Духи врать не умеют». Я задала вопрос общего свойства и получила ответ — положительный. Попробовала задать вопрос про будущее — стрелка не двинулась с места. Медиум с довольным видом потерла руки: по ее мнению, это точное доказательство реальности происходящего — духи кликушествовать не любят. А я так и не поняла, было ли это все инсценировано или я действительно общалась с потусторонним. Но я почти не удивилась, когда по возвращении в гостиницу в окно моей комнаты запрыгнул огромный черный кот. Я было подумала, что это призрак Чеширского Кота, но этот кот был самый настоящий и ни за что не хотел уходить.
Быстро узнать какая на каркам q2 цена можно в интернет-магазине. Там же можно заказать этот удивительный регистратор позволяющий решать спорные ситуации на дороге.