Старые, не имеющие никакой художественной ценности вещи часто становятся материалом для инсталляций или выставок. Например, с помощью пластикового хлама активисты пытаются привлечь внимание к загрязнению окружающей среды.
А в Хорватии есть музей разбитых сердец. Его экспонаты — вещи, оставшиеся от старых романтических отношений: открытки и письма, свадебные наряды, подарки или что-то абсолютно неожиданное. Например, топор, которым брошенная девушка ежедневно крушила мебель у себя в доме, чтобы дать выход эмоциям. Задача у музея самая что ни на есть терапевтическая — поддержать переживших разрыв. Желательно без топора.
Вдруг пригодится Всему нужны пределы, даже аккуратности и хозяйственности. И частенько мы за них заходим. Огнетушитель на случай пожара, примус — если отключат газ и электричество, банки — а вдруг урожай огурцов. А еще коробочки и бечевочки, три рулона фольги и два рулона пергамента, стопка конвертов, пятилетний запас ручек, карандашей и блокнотов для записи всего на свете. Да пребудет с нами пакете пакетами!
Специалисты уверяют, что такая бережливость — часть нашего прошлого и некоего культурного наследия. Поколение, заставшее очереди и тотальный дефицит, наблюдавшее, как мама собирает обмылки и стирает целлофановые мешки, потому что ни мыла, ни мешков так просто не найдешь, не может взять и отнести на помойку красивый новогодний пакет. Если сама идея взять и выбросить полезные вещи навевает ужас, можно отдать их на переработку, так же, как и одежду из серии «а вдруг войдет в моду».
ЧИСТАЯ РАБОТА
Один из полезных эффектов расхламления — возможность оставить лишь те вещи, с которыми вам точно по пути. Красивые, удобные, без грустных ассоциаций. Действовать же проще всего пошагово:
1 Выбросить без сожаления все то, что точно не является красивым и удобным. Свитеры с катышками и рваные пододеяльники не найдут своего места ни на даче, ни в благотворительной организации.
2 Пристроить все очевидно хорошие и нужные, но не пригодившиеся вам вещи. Одежду не того размера, кухонные агрегаты, с которыми не удалось подружиться. Если есть силы и азарт, можно продать на сайтах вроде Avito, если нет — подарить подругам или незнакомцам в группах «Отдам даром» в соцсетях. Как правило, в каждом городе есть свои, достаточно забить в поисковик: «Отдам даром: Волгоград» и ждать звонка от новых хозяев. Книги можно отвезти в библиотеку, теплую одежду — в благотворительный фонд.
3 Вещи, которые дороги как память, стоит на прощание предварительно сфотографировать, а под те, что выкинуть совсем сложно, — отвести симпатичный ящик. Один!
Проводить свободное время можно по-разному. Например, на сайте Мои игры можно найти подходящую по вкусу игру и надолго занять свой досуг.
Новая я
Часто мы покупаем не материальные ценности, а стиль жизни, образ идеальной себя. Той, что проводит по утрам полчаса на беговой дорожке. Читает книги по истории искусства. Пьет чай с облепихой, накрывает стол тонкой скатертью, печет хлеб с кориандром и делает жюльены в смешных кокотницах. Спит на шелковом белье и носит — тоже шелковое, размер S. Реальность вносит коррективы, а от иллюзий остаются так и не открытые книги, хлебопечка в дальнем углу подоконника и пакетик кориандра. Выкинуть их — значит расстаться с мечтой и тем прекрасным и почти достижимым образом. В отличие от остального хлама этот имеет обыкновение множиться со страшной силой, параллельно прожигая дыру в кошельке. «Можете себе позволить», «Пора солидно выглядеть», «Надо себя любить и баловать», — коварно шепчут в магазине невесомые шарфы и тяжелые сахарницы с вожделенной маркировкой. Но хуже даже не траты, а разочарование — новый коврик Грюндикборген не гарантирует хюгге, а пять гелей для душа не превращают ванную в SPA-салон. Тут важно работать в двух направлениях — находить мужество расстаться с ненужным и не покупать новое. Есть еще и третий способ: принять себя реальную. Рациональную, довольную, в чистой квартире среди любимых вещей!
СТАРЫЙ, ЧТО МАЛЫЙ
Пожилым людям сложно расставаться с тем, что мы считаем хламом. Они держатся и за древнюю шумную скороварку, и за часы с кукушкой, которая пять лет как молчит. Одна из причин в том, что человек ассоциирует все это «старье» с собой самим, собственной жизнью: да, несовременно, но все трещинки и щербинки — мои. И худшее, что можно сделать, — выбросить все это без спроса, не поговорив и не поискав компромисса. Особые отношения с хламом и у подростков — редко у какого тинейджера в комнате можно найти что-то мельче шкафа с первого раза. Для детей это способ закрепить за собой территорию и жить на ней по своим правилам, отличающимся от «глупых» родительских. И чем больше мама упорствует с уборкой, тем сильнее соблазн устроить инсталляцию из пустых коробок и яблочных огрызков.
ПЛЮШКИНЫМ БАЛУЕМСЯ
Как понять, не переходит ли любовь к вещам разумный предел? Рассказывает психотерапевт Михаил Кумов, АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга)
Патологическое накопительство (силлогомания, синдром Диогена, синдром Плюшкина) подразумевает хранение вещей в объемах, которые не дают использовать помещение по прямому назначению. В комнате остается лишь узкий проход, а на кухне невозможно готовить и толком есть. Для этого синдрома характерно несистемное складывание вещей: все свалено в кучу, в комнате беспорядок, уборка не проводится, а сам хозяин при этом не оценивает свое поведение критически. На начальной стадии (всего их пять) еще можно как-то повлиять на человека, в дальнейшем договориться с ним практически нереально. Причинами силлогомании может быть и недостаточность материнского внимания или денег в родительской семье, и какие-то особенности поведения мамы и папы. Иногда патологическое накопительство возникает как следствие пережитого стресса. Встречается оно и при достаточно серьезных заболеваниях: шизофрении, патологических поражениях головного мозга (после травм, удара током, заболеваний, приведших к нарушениям ЦНС). Нередко синдром появляется у пожилых людей на фоне сосудистых заболеваний головного мозга и выраженного снижения интеллекта.
Как защитить себя от хлама? Понять, что дает вам накопление вещей, что вы получаете, складывая их, и чему оно мешает. Потому что кроме очевидной пользы есть и вред, который в итоге перевешивает. Если речь идет о легких формах, стоит обратиться к психотерапевту, чтобы понять причины и разобраться с ними. Выраженные формы требуют помощи психиатра.