На что же надеяться Майами-Бич, кроме мифических научно-технических прорывов, которые то ли будут сделаны, то ли нет? Можно строить на сваях. Можно делать высокие первые этажи, которые потом легко будет переделать в открытые холлы — как в тропических странах, в Роттердаме или в венецианском музее Фонда Кверини-Стампалья, первый этаж которого одинаково хорош и в сухом, и в затопленном виде. Есть предложение использовать в Майами-Бич только дополнительные дороги, сделав их односторонними, а широкие, по двадцать метров в ширину, шоссе разделить на трамвайные пути (пусть граждане учатся пользоваться общественным транспортом!) и водоотводные каналы. Но тогда придется снести торговые и бизнес-центры на углу Элтон-роуд и Десятой улицы. Whole Foods и Walgreens будут не в восторге.
«Лично я, будь у меня свободные деньги, купил бы участок вдоль трассы номер двадцать семь, которая проходит по дюне. Построил бы на ней причал и говорил бы всем, что жду, когда сюда придет океан», — мрачно шутит Пит Гарлем.
Показывая клиентам новые квартиры, виртуоз продаж Джилл Херцберг всегда рассказывает, как хорошо дом защищен от стихий. В городе уже есть четкие требования к ветроустойчивости стекол, потому что чем выше от земли, тем мощнее порывы. Будут, значит, и требования относительно всего, что касается взаимоотношений с водой.
Алан Фаена уже гордится высокими потолками вестибюлей в здании имени себя — в случае затопления вода из них беспрепятственно уходит и не размывает фундамент. Архитектор Аллан Шульман вообще рад проблеме. Он говорит, что поднимающееся море — это всего лишь новая глава в эпопее о Майами-Бич, а смысл человеческого гения заключается в преодолении. «У этого города такая экономика: он всегда чередовал бумы с падениями, каждое из которых казалось концом света, — напоминает мне Шульман. — Но всякий раз город возрождался. Поэтому мы должны думать, как адаптировать его к новым реалиям. Майами- Бич стоит того».
Ну да, хотя бы ради памяти о сексуальной жизни Крысиной стаи: Хамфри Богарта, Фрэнка Синатры, Дина Мартина, Сэмми Дэвиса-младшего, Питера Лоуфорда и Джои Бишопа. Ради Бонда в «Голдфингере». Ради коллективной национальной памяти о зимних каникулах на море. Ради новой джет-сет-тусовки вокруг «Арт-Базеля». Подобно Голливуду, Майами-Бич — одно из великих изобретений Америки, со своим специфическим гламуром. На языке риелторов это называется «что-то особенное». Дэвид Кэмп