Я ничего не слышу и почти не вижу. Слух потеряла в детстве, в четыре года. Сильно простудилась, врачи кололи антибиотики, и это дало осложнение. Фактически убили слуховые нервы.
Детские праздники – одно из ярчайших впечатлений в жизни детей. Аниматоры в Николаеве помогут сделать это событие радостным и запоминающимся.
Я постепенно глохла, а в ушах стоял почти постоянный гул. Сейчас тоже бывает: звон, скрежет, визг. Но у меня узкая диаграмма. Это означает, что высокие звуки я не слышу совсем. А низкие — улавливаю телом, не ушами.
Зрение потеряла позже. Да, оно было плохим с рождения: очевидно, последствия родовой травмы. Первую операцию по удалению хрусталика мне делали в три года, вторую — в четыре. Но я все же видела, пусть и плохо. В16 лет увлеклась конным спортом, любила лошадок, но так случилось, что лошадь меня сбросила, и я получила сотрясение мозга. Из-за этих осложнений начались проблемы с сетчаткой. Сначала на одном глазу. А восемь лет назад накрыла полная мгла. Я была вся погружена в учебу, работу, недосыпала. Перенесла на ногах грипп. Тревожные звоночки всполохи перед глазами — игнорировала. И в один страшный день все поле зрения закрыли капельки желтоватой, непрозрачной воды.
А дальше — мгла. В ней – вспышками появлялся свет, молнии, фейерверки. Смазанные картинки, цветной туман. Потом три года жуткой депрессии…
Расскажу шутку. «У меня плохое зрение и я ношу очки. Часто люди отбирают их у меня, примеряют и спрашивают: «Ну как, мне идет?». Что я должна вам ответить, загадочные говорящие пятна?!»
Вот, сейчас я уже могу шутить. Но когда мир померк — отчаянье охватило полное. Ведь пока оставалось зрение, я была свободна. Пусть относительно, но свободна. А потом мир сжался до размеров квартиры.
И для общения остались только руки. Точнее, ладонь — на которой мне пишут буквы или тактильно дактилируют — это такая ручная азбука. Приходится использовать разные способы общения — тифлосурдоперевод.
И, конечно, спасибо техническому прогрессу. Сейчас активно развиваются устройства коммуникации для людей с нарушениями слуха и зрения. Есть возможность выходить в интернет, общаться в соцсетях. На смартфоне есть программа доступа для гаджетов с системой Брайля, я читаю тексты пальцами. Иногда использую крупный шрифт и лупу, краем одного глаза немного вижу.