Недавно мы с подругой Катей сидели на кухне и обсуждали ее предстоящую свадьбу. “Знаешь, такое облегчение, что я наконец стану как все нормальные женщины”, — произнесла она. Вечером того же дня мне позвонила Света: “Как ты думаешь, мы с тобой нормальные?» Но последней каплей стал разговор с Димой, он признался, что выбирает в друзья только странных людей, потому что с другими чувствует себя неправильным. Тут уж и я задумалась, а не пора ли мне получить членский билет клуба адекватных личностей.
Избавиться от волос в различных зонах – мечта многих женщин. Лазерная эпиляция поможет решить данный вопрос с помощью современных технологий и с хорошим результатом.
Разве так можно?
Ты вправе строить карьеру, управлять самолетом и баллотироваться в президенты. Но ни за что не пытайся проходить в банке без очереди, петь в переполненном лифте и говорить мужчинам, что у них красивые ноги. Иначе социум поставит тебе диагноз «ненормальная”. Да ты и сама, наверное, не отважишься на подобные выходки, потому что интуитивно следуешь правилам. Интересно, откуда ты их знаешь?
На протяжении тысяч лет люди учились уживаться в одном племени и ради общего блага и процветания им пришлось договориться о соблюдении определенных правил. С тех пор нормы давно вышли за рамки общения и проникли во все сферы жизни. Загляни в шкафы и вспомни недавние решения: крем с гиалуроновой кислотой, абонемент в фитнес-центр, пресные хлебцы, противозачаточные таблетки, диск песен Adele — вот тебе и пример влияния общественных стандартов. Именно они делают нас такими уязвимыми перед обаянием рекламы и новостей, и это они заставляют нас завидовать чужому успеху, брать кредиты или бояться образа старой девы, в которую якобы можно превратиться, если жить без мужчины. Почему же нормы обладают над нами такой властью?
Скрытое управление
Если ты набрала лишний вес или объявила себя чайлдфри, то автоматически становишься мишенью для намеков, поучительных бесед и критики. И как бы ты ни была Заверена в своей правоте, порицания бабушки, коллег и даже пятилетней племянницы все равно могут возыметь эффект.
Дело в том, что механизм социальных норм основывается на страхе наказания или осуждения. Невролог Манфред Спитцер и его коллеги из Ульмского университета в Германии провели исследование: участник А безвозмездно получал деньги, которыми мог при желании поделиться с участником Б. В первом варианте эксперимента товарищ Б имел право наказать другого, если считал, что тот поделил сумму нечестно — нарушил социальную норму. Во втором варианте у него не было такого шанса. Результат?
В первом случае испытуемый А чаще проявлял щедрость — его подстегивала угроза возмездия.
Еще интересно, как в этой ситуации ведет себя мозг. В него заложен конкретный алгоритм, который оценивает риски и пользу. Одна из областей лобной доли калькулирует, насколько выгодно нарушить норму. И если угроза больше, чем выигрыш, другая зона — в префронтальной коре — подавляет импульс присвоить всю сумму. Любопытно, что лучше всего этот механизм налажен у успешных людей. Они знают, когда социальные нормы нарушить можно, а когда им стоит следовать неукоснительно, чтобы остаться в человеческой стае.