Точнее не так — спорт теперь стал для нас объединяющим фактором, удобным социальным времяпрепровождением, маркером, отмечающим своих и чужих. Проще всего отследить этот тренд по социальным сетям, превратившимся в зеркало современной реальности. И что же? Если раньше обязательным было фотографирование блюд и выпивки из кафе, ресторанов или пабов, то сегодня сплошной здоровый образ жизни: кто-то досконально фиксирует поход на гору с друзьями, кто-то снимает велик и зазывает друзей па прогулку.
Тенденцию подтверждают и исследования ВЦИОМ: по последним данным, 48 процентов россиян находят время для физических нагрузок. Доцент кафедры социальных инструментов факультета социологии ВШЭ Роман Абрамов этому ничуть не удивляется -происходящий бум активного отдыха закономерен. «Если посмотрим на глобальные тенденции, то увидим, что па Западе все это возникло не сегодня, а еще в 80-е годы прошлого века, — говорит эксперт. — Именно в это время сошел на нет тренд, связанный с гедонизмом и фактически самоуничтожением, популярный в горячие 1960-70-егоды. Молодые люди начали задумываться о том, что надо менять свою жизнь, выстраивать ее более рационально».
К нам мировые тренды, как водится, приходят с запозданием — лишь в 1990-х мы на свой лад начали проживать западный опыт. «В конце 90-х и в первой половине пулевых мы быстро прокрутили историю, связанную с гедонизмом, ночными клубами, гламуром, — продолжает Роман Абрамов, -п вот в последние несколько лет ситуация меняется». Паши молодые люди начинают следить за здоровьем, искать в магазинах экопродукты, записываться в фитнес-клубы и делать свой досуг более активным. Впрочем, за этим общим трендом кроются вполне себе личные мотивы людей, для которых активный досуг — и способ социализации, возможность избежать откровенных разговоров, п стремление к совершенству.
БЫТЬ ЛУЧШЕ
Марина (28) признается: в какой-то момент после вечеринок с подружками стало тревожить некое смутное чувство: «Вроде бы и весело было вчера, и девчонки у меня классные — посмеялись от души, коктейли попили, поболтали в духе Кэрри Брэдшоу и компании. Но все не то — ощущение, буд-то могла провести время с пользой для дела. А потом на отдыхе вдруг прозрела. С одной из подруг, с которой ходили по барам, поехали в Испанию и там прибились к активной компании. Они то в волейбол зовут играть, то берут велики напрокат, чтобы покататься и посмотреть местные виды, то еще что-нибудь в этом духе. За две недели такого досуга мы втянулись и поняли — хотим чего-то подобного и дома». По возвращении девушки принялись обращать приятельниц в свою новую «религию» — те поначалу пытались сопротивляться, по все же втянулись. Хотя от посиделок в кафе отказываться тоже не стали. «Я сторонница принципа «всего должно быть в меру», — смеется Марина.
По мнению психотерапевта Сергея Михайлова. недовольство, побудившее девушек сменить образ досуга, объясняется очень просто: «Люди — осознанно или неосознанно — хотят быть лучше. В этом, если следовать гуманистической философии, заложен смысл нашего существования».
Проще говоря, когда мы идем в кафе или бар в пятницу вечером — это деструктив, а если отправляемся на каток — это созидание. (Стремление создавать, становиться
лучше в своих глазах и глазах окружающих — такая же потребность человека, как желание быть сытым и защищенным, только более высокого порядка. Достаточно вспомнить пирамиду Маслоу: согласно ей, потребность в самореализации и признании находится па самой вершине. Именно для самореализации мы идем на каток или встаем на лыжи, для признания тащим с собой подружку, которая и оценит, и в нужный момент подбодрит. «Несложно пойти в кафе или паб, не надо другой мотивации, а чтобы худеть или стать похожей на Киру Найтли, нужно стараться. Получается круговая мотивация, — говорит Сергей Михайлов. — Для этого люди часто нанимают тренера: чтобы был мотивирующий человек, который будет звонить, напоминать, говорить о прогрессе. В данном же случае эту функцию выполняют близкие люди». С одной стороны, это помогает не бросать, а с другой — создает дополнительное доверие, ощущение поддержки, чувство локтя».
Популярная в последнее время услуга диплом на заказ доступна всем желающим.
ВСЕ СВОИ
Как считают эксперты, есть еще одна важная потребность, заставляющая коллективно отправляться на пробежки или в фитнес-клубы — потребность в социализации, которой так не хватает в городах и в современной жизни. Иногда очень хочется побыть в кругу своих — ими легко становятся посторонние люди, с которыми вместе катаешься на катке. Екатерина (21) признается, что до поры до времени ходила в записных лентяйках при невероятно активном бойфренде. Книги, лекции, прогулки — подходящий формат. Спорт? Ну у ж нет! Однако, с подачи молодого человека и друзей все же пристрастилась к активному досугу. «Одно из моих ярких впечатлений — массовый забег Run Moscow, когда бежали вторую пятерку километров из положенных десяти. Было очень тяжело, хотелось остановиться, по мы сделали поворот, и получилось так, что навстречу тоже бежали люди, с которыми мы начали хлопать друг друга по ладоням.
Позитив был нереальный! Мы были членами одного комьюнити. Когда ты па катке с друзьями или па другом подобном мероприятии, проще обратиться к кому-то с вопросом, нежели в метро, потому что здесь люди равные тебе». Похожий эффект отмечает и основатель проекта Iloveruiining Максим Журило, который отметил, что сначала начинаешь бегать, знакомишься с такими же бегунами, а потом основываешь с ними бизнес, потому что понимаешь: у вас общие цели и жизненная философия.
Спорт сегодня становится панацеей для поколения социальных сетей и компьютеров, разучившегося общаться в реальной жизни. Американские психологи отмечают: остроумные комментарии и статусы в виртуальном пространстве, откровенность п легкость общения в соцсетях далеко пе всегда гарантия того, что люди с легкостью найдут контакт за пределами компьютерного мира. И в этом смысле совместный поход в паб может обернуться неловким молчанием, а вечерние посиделки — превратиться в демонстрацию фотографий, сделанных на телефон.
Однако потребность в живом, теплом человеческом общении остается, и спортивные занятия, которыми достаточно просто заполнить паузы, дают возможность взаимодействовать без чувства неловкости. Ну а в качестве бонуса ты получаешь забавные фотографии для аккаунта в Instagram или па Facebook. Возможно, именно поэтому в 10-километровом забеге Run Moscow в 2012 году приняли участие 24 тысячи человек. Все они, помимо стремления преодолеть себя, искали идеальное комыоиити, в котором легко общаться и в котором -пусть хотя бы на время пробежки — люди с тобой па одной волне.
ВЫДЕРЖАТЬ ДИСТАНЦИЮ
Юлия (22) признается, что она — классическая жертва виртуальной жизни. В ее случае это усугубляется еще и природной замкнутостью — девушка пе готова открываться и предпочитает большинство своих приятелей держать па расстоянии. «Характер у меня нелюдимый, просто боюсь общаться с окружающими. По я компенсирую это спортивной активностью. Если кто-то предлагает встретиться, зову на роликах кататься или на велосипеде в парк. Многие мои знакомые даже не подозревают, что я — замкнутый человек, избегающий общения», — говорит Юля. «Когда людей что-то связывает, есть некое объединяющее действие, за пределами которого они друг другу в душу не лезут. Для определенного типа личностей это удобный формат общения. Ведь, как ни крути, даже у одиночек есть потребность в социализации. поскольку человек — социальное животное», — подводит итог Сергей Михайлов.
Одним словом, совместный активный досуг для нас нынешних — больше чем спорт. Разъединенные в интернете п бешеном ритме жизни, мы ищем душевность и единение с окружающими — и находим на спортплощадках. Параллельно получая энергию через край и подтянутую фигуру, добавят многие. кто выбрал для себя этот путь. Хотя, как выясняется, в совместных занятиях спортом это сегодня все-таки больше приятный бонус, чем основная цель.