Когда дети врут

Когда дети врут, родители злятся и пугаются. И порой ведут себя так, что ребенок вынужден обманывать еще больше. Между тем именно правильная реакция взрослого на ложь укрепляет доверие в семье. Научимся?

Потому что он хороший

Для начала две отличных, доказанных нау­кой новости. Первая: чем раньше ребенок де­монстрирует умение лгать, тем выше его ин­теллект. Вторая: если врет он убедительно, это признак хорошей способности к социа­лизации. К этим выводам пришли психолог, нейробиолог Марк Льюис и профессор Ли Канг, который в течение 20 лет изучал, как дети учатся обманывать.

Первое, воодушевленное, «на голубом глазу», вранье — результат развития воображения и осознания возможностей, которые откры­вает перед каждым из нас жизнь. Именно на этом этапе вы услышите от ребенка, что се­годня в детском саду он помогал воспитате­лю убирать игрушки и… победил динозавра, вылетевшего из спальни на гигантской стре­ляющей машине. Эх, а вы почти поверили!

С этого момента чадо, повествуя о своих де­лах, всегда будет выбирать — сказать правду или солгать. И чем оно взрослее, тем слож­нее дилемма: быть честным или… хорошим? Вести себя идеально невозможно, но, по­каявшись родителям в своих мелких гре­хах, рискуешь получить удар по самооценке, клеймо «плохой» и наказание. Вот и думай!

Денег не бывает много и порой они нужны особенно остро. На сайте https://moneyveo.ua/ можно найти информацию как взять кредит на карту.

Сами виноваты

Если ложь повторяется раз за разом, значит, дело, увы, в последствиях негативного опы­та. Выбрал правду, сознался — получил реак­цию, к которой был не готов: мама расстрои­лась, рассердилась и вышла из себя.

«Ты сделала шорты из новых джинсов?!», «Что?! Ты не обедаешь в школе и тратишь деньги на чипсы?!». Все, грянула буря. И если тему можно отложить на потом, солгав сей­час, сын или дочка так и поступят. И дви­гать ими будут вовсе не дурные намерения, а инстинкт самосохранения. Ведь после се­анса правды, как показала жизнь, становит­ся не легче, а хуже. Ребенок не скрывает, на­оборот, преувеличивает свои достижения, а то и вовсе приписывает себе чужие? Ко­му нужно это вранье? Ему кажется, что вам. Ведь обычный ответу доски (без аплодис­ментов класса и счастливых слез учителя) не вызывает у вас эмоций. А так хочется полу­чить одобрение — пусть для этого и придется немного пофантазировать.

В основе вранья обычно лежит страх. А дети больше всего боятся потерять родительскую любовь. «Если я такой, как есть, им не нрав­люсь, значит, надо меня приукрасить», — при­мерно так рассуждает сын или дочь и вовсю работает над версией 2.0.

Страхи меняются и трансформируются с воз­растом. Расстроить маму, потерять доступ к айпаду, не найти друзей, прослыть несамо­стоятельным и некрутым (здравствуй, под­ростковый возраст!) — жизнь идет, и к ней приходится приноравливаться. Взрослые то­же боятся, но другого: утраты добрых отно­шений с ребенком. Осознать и преодолеть вместе каждый из этих страхов — значит стать на шаг ближе друг другу. Вранье исче­зает, когда восстанавливается доверие. В об­щем, детская ложь — не трагедия, а повод поработать над отношениями. Не упускай­те момент!

Психолог Лоренс Шапи­ро, изучивший секретный язык детей, выявил сиг­налы, указы­вающие на яв­ную ложь. Вот некоторые из них: отводит взгляд, ста­рается не смотреть в глаза или по­тирает глаз; отворачивает голову в сторо­ну двери или окна, пытаясь отстраниться; пытается ско­рее уйти; держит ладо­ни переверну­тыми вниз или подкладыва­ет их под себя, если сидит; говорит, при­крывая рот руками, ровным го­лосом, без интонаций.

ПОСЛЕ 11

В рамках одного из исследований, описанных в книге Ло­ренса Шапиро «Секретный язык детей. Детский язык жестов, снов, рисунков», 90% пятилеток сказали, что врать нель­зя никогда. А 90% 11-летних ответили: «Да, иногда солгать можно». К этому возрасту дети усваивают, что ложь бывает разная, в том числе невинная, альтруистическая или исполь­зуемая для самозащиты.

ЖЕНЩИНА-ВРАЛЬ

Около 60% девочек- подростков лгут родите­лям и учителям из стра­ха наказания. Мальчиков же вероятное возмездие заставит соврать лишь в 33% случаев. Наиболее значимой подростки на­зывают ложь из чувства самосохранения.

Что тебе сказать?

Чтобы сократить количество лжи на квадрат­ный метр, дайте ребенку понять, что его ува­жают и ободряют, когда он говорит правду, какой бы горькой она ни была. Его искрен­ность значит для вас гораздо больше, чем ин­формация о том, что из дома исчезла очеред­ная физкультурная форма, зато там появил­ся двоечник!

«Спасибо, что рассказал мне это» — вот сло­ва, которые лучше всего подходят для нача­ла диалога. И неважно, признался ли ребенок сам или вам пришлось вытягивать инфор­мацию клещами. Честность в любом случае нужно поощрять. Профессор Елена Николае­ва в книге «Как и почему лгут дети. Психоло­гия детской лжи» пишет: «В таких ситуациях дети черпают поддержку в любви и добрых словах, а вот материальное подкрепление может только вредить. Самой большой на­градой за смелость становится ощущаемое самоуважение».

Наказание за сам проступок не учит гово­рить правду — напротив, заставляет врать изобретательнее. Что делать? Помочь ребен­ку исправить ситуацию. Вместе устремиться в раздевалку на поиски спортивных штанов. Лично поговорить с учителем о возможности изменить плохую оценку на хорошую и объ­яснить школьнику, как все-таки склоняются глаголы. Исправление ошибки — это и есть искупление вины.

Важно помнить, что на детей действует лич­ный пример. Если родители регулярно лгут при ребенке или создают с сыном или до­черью коалиции, обманывая друг друга («Не говори маме!»), у детей формируется по­ложительное отношение ко лжи. Потом это неизбежно перейдет в твердую позицию и сильно осложнит жизнь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. .