Все, кто так или иначе занят современным искусством, встречаются в середине июня на Art Basel. Вот и я потянулась, хотя гулять по ярмарке без прикладного интереса — не то чтобы очень захватывающее депо, там ведь никаких откровений. вес взвешено и выверено давно и с особой точностью.
Много интересного и полезного можно найти на сайте http://emotionfilms.com.ua/. Никогда не знаешь, что потребуется в жизни в ближайшее время, так как всё течет и все изменяется.
Но увидеться с дорогами подругами, живущими в разных концах большого мира, — чем нс повод? Все члены моего маленького кружка заняты аккурат этим самым искусством. Мы встретились накануне открытия в Цюрихе — следующий день шансов не оставлял. Ужиншш вчетвером в «Долдере», где я в этот раз остановилась (па стенах — важнейшие Уорхолы, во дворе — громадный Мур, из лучших). Мои подруженьки, либо в России вообще не жившие, либо отчалившие с концами в детстве, в период получения их отцами первых больших денег, заговорили вдруг в один голос о том. что искусством в России сейчас рулят женщины, псе пути в этой сфере, открыты прекрасному полу, нет преград для ослепительного карьерного и разного другого роста. Я их понимаю — они, отменно и крепко в жизни устроенные, переживают за меня. Мол. занята непонятно чем и непонятно с кем, да еще и в Москве. Конечно, для переустройства жизни мне стоит прильнуть, а потом и, с божьей помощью, прибрать к рукам какое-нибудь культурное учреждение. Я вяло отбрыкивалась — нс хочу, нс состояла, нс была, нс числилась. Тема сама собой быстро утонула в половодье разговора, однако я для
себя поставила вешку — приплыть и еще раз посмотреть.
Утром я на три часа залегла в гостиничный спа — подумать и проанализировать тему. При всех натяжках и исключениях мои девушки оказались совершенно правы толи их профессиональная жизнь, связатптая с самых первых шагов с институциями мирового уровня, научила мыслить глобальными категориями, то ли я не смогла в московской круговерти последних лет разглядеть важнейших перемен. Впрочем, признаю, подруги и в школе с университетом успевали получше, чем я, и с силой воли у них дело обстоит получше. В мире, где они живут и работают — в Нью-Йорке. Лондоне или Дубае, девушке из хорошей семьи с правильным образованием путь в музей или галерею открыт, и занятие это считается почетным. Но что буклет делать на своем посту7 та самая девушка — очень большой вопрос. Можно до седых волос перекладывать бумажонки, и ничего не поможет: ни связи семьи, ни рассевшиеся
Есть еще одна, на мой взгляд, важная вещь — принцип «дьявол кроется в деталях» очень важен в современном искусстве и кураторском мастерстве, а на деталях женщины зацикливаются гораздо больше мужчин, так уж мы устроены.
ВЫХОДИТ, ap’f-Mlip ИрОСТО СОЗДсШ для того, чтобы сто судила Фомина.
уководягций искусством — бегущий по лезвию бритвы. Особенно если ото происходит в какой-нибудь крупной федеральной институции. Чихнешь в какой-нибудь неправильной модуляции, и тут же доброхот ы, коим несть числа, донесут высокому начальству: чи хать она, мол, хотела тта name высокопревосходительство. А начальство у нас выдалось мнительное и злопамятное, и лезвие бритпьг начинает портить платформы орто ттедических VIa mi, очень уважаемых галеристками. которым приходится много ходить в требовательных к дресс-коду помещениях. И приходится смотреть не на картины. а себе под ноги (а то и ниже). С цепи сорвавшиеся соратницы пишут телега, денег на выставки нс шлют, в командировку в Венецию по какому-то надуманному предлогу не отпускают. В таком состоянии не очень-то поуправляешь, но приходится! В этих играх закаляются характерами и без того неслабые Марина Лошак и Зельфира Трегулова, руководящие соответственно Пушкинским и Третьяковкой. И если госпожа Трегулова к этой доле себя готовила всю сознательную жизнь, перемещаясь по карьерной лестнице с одного этажа на другой и испытывая перипетии характера И. Л. Антоновой, то госпоже Лошак, которая родом из частного бизнеса, отсутствие прививок может выйти боком. Тем более что ее предшественница, живая легенда, всегда рядом. И вот начинается забег, за которым все сообщество следит, затаив изпошетттгое чрезмерным курением дыхание. Несмотря на явное недовольство начальства, которое раньше немного стеснялось мракобесия, а теперь вообще ничего не стесняется, ГМ И И стал восприимчив к современному искусству, ь том числе русскому. Планов у них — громадье! Вот и Третьяковка, поскрипывая и осторожно перебирая ножками, стала разворачиваться к Кулику передом, к Васнецову задом. Рулят гранд-дамы, бегут по лезвию!