Обычно склонность к манипуляции свидетельствует о слабости человека. Однако есть ситуации, где создание «правильного настроя» может решить все.
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК, режиссер
Есть режиссеры, умело манипулирующие актерами. Я себя к таковым не отношу. Никогда специально не довожу артиста до какого-то состояния, чтобы добиться нужного мне результата, не пытаюсь провоцировать. У меня не бывает: «Сейчас я устрою ей такое, чтобы она…» Например, Андрон Кончаловский рассказывал, что даже ударил кого-то, желая довести до нужной «кондиции». У меня всегда один принцип работы: попытаться объяснить актеру, что хочу от него получить, и просто создать нормальную рабочую атмосферу.
Но, безусловно, режиссер должен быть психологом. Для меня очень важно донести до актера: ошибка — не катастрофа, неправильно сыграл — не беда. И если не получилось, виноват не артист, а режиссер -неправильно объяснил или неточно что-то показал. При этом я знаю: многим актерам важно услышать, что уже получилось, дубль есть, и потому давай сыграем абсолютно спокойно, просто технически, чтобы у нас был и такой вариант. И у некоторых этот самый дубль становится лучшим: когда есть понимание, что все уже получилось, освобождаешься от ответственности. Но «дубль без ответственности» может оказаться и самым плохим, потому что актер распускается, играет черт знает как. У каждого артиста свой стиль, и ты должен знать это и понимать. У некоторых первый или второй дубль — лучший, а дальше играют хуже. Вот с Даней Страховым обратная история — он набирает от дубля к дублю, может делать по 10-12. Зная это, я всегда понимал: сцены с ним будем снимать многократно, он артист «с забегом». И меня это ничуть не смущает. Я ему говорю: «Так правильнее». И вот «так правильнее» может существовать достаточно долго.
Это значит, он движется в правильном направлении, еще есть к чему стремиться. Хороший актер, в отличие от плохого, сомневается в том, что все сделал правильно. После дубля у него всегда испуганные глаза, смотрящие в сторону режиссера. Есть дрессировщики, которые создают такую атмосферу, что кажется -животное само хочет прыгнуть с тумбы на тумбу. Я, скорее, из этих дрессировщиков: мне важно создать условия, при которых артист сам хочет, чтобы было хорошо, и потом пребывает в счастливой уверенности, что все сделал сам, почти без участия режиссера. И это самое правильное ощущение, которое должно у него быть.
Нужно ли хвалить актера? Безусловно, от комплиментов любой расцветает. Но для некоторых это вредно — они успокаиваются и начинают играть хуже. Есть те, для кого важнее не факт, что все получилось, и похвала режиссера, а ощущение перспективы. Это тоже нужно просто один раз понять про артиста. Например, Володе Машкову очень важно, чтобы тебе нравилось, как он все делает. И Маковецкому. Большинству — просто необходимо. Как одному гонорар нужно получить до работы, так другому — после.
Посетить выставки в Германии 2013 году мечта многих любознательных людей. Один из лучших способов добраться туда купить билет на самолет.
ЕКАТЕРИНА МАХЕЕВА, бизнес-коуч
Не могу сказать, что в бизнесе приемлема манипуляция. Я бы предпочла говорить об актуализации — когда вы просто должны выйти из ситуации непонимания и получить удовлетворяющий обе стороны результат.
Когда работала генеральным директором, попала в очень сложное положение. Мы должны были выйти на один непростой региональный рынок, но никак не могли это сделать. Приехала узнавать, в чем проблема, и поняла: отношения с местными партнерами испорчены совершенно. В итоге с трудом договорилась о встрече. Пришел молодой человек, настроенный очень воинственно, и повел беседу в довольно агрессивной манере. Тогда я решила использовать прием, который называется «шкала тонов». Сначала просто зеркалила его — говорила с ним, используя его же лексику и тембр голоса. Постепенно снижала накал беседы.
В результате мы не только договорились обо всем, но и расстались почти друзьями. Кроме того, в моей карьере был опыт очень успешно проведенного тимбилдинга.
Декорации мероприятия получились самые суровые: Подмосковье, зима, мороз 30 градусов — и нам надо любым способом перебраться на другую сторону бетонной стены высотой 4 метра. Как только тренер сообщил об этом задании, все сразу посмотрели на меня в ожидании какого-то готового решения. Я честно сказала: решения нет, но мы придумаем его все вместе — или не уйдем отсюда. Причем «не уйдем» сказала
очень жестко. Спустя час мы уже были по ту сторону стены — никому не хотелось мерзнуть и есть остывшие шашлыки, все понимали, что выбора у них нет.
В результате мы стали думать не о том, как избежать задания, а как его выполнить, задействуя весь свой творческий потенциал. Этот тренинг мы потом долго вспоминали на совещаниях — в моменты, когда перед нами вставали, казалось бы, невыполнимые бизнес-задачи.
НИКОЛАИ ГУЛЯЕВ, олимпийский чемпион, тренер сборной России
Сегодня спорт высоких достижений в большей степени — именно психология, а не физическая подготовка. Понятно, что без тренировок никуда, но если человек уже дошел до сборной, выступает на чемпионатах мира и Европы, готовится к Олимпиаде — значит, с физическими данными у него все в полном порядке. А вот психологический настрой может подкачать, особенно в тех видах спорта, где дается только одна попытка. Готовиться четыре года и проиграть только потому, что перегорел, — это невероятно тяжело. И тут, собственно, решающую роль играет тренер.
Вообще, слаженный тандем тренера и спортсмена — это организм тонкой настройки. Тренер, хорошо чувствующий своего подопечного, может вовремя сказать всего одно слово — и оно решит судьбу олимпийской медали. Я был свидетелем такой ситуации: девушка, бегунья, вышла на старт — и ее тренер видит, что, несмотря на прекрасную физическую форму, огня в глазах, который просто необходим для победы, у нее нет. Он подошел и сказал ей буквально несколько слов. Несколько слов за секунду до старта. Как я потом узнал, слова были достаточно обидные. Сама бегунья рассказывала, что даже не помнит, как мчалась к финишу: «Для меня было важно как можно скорее добежать и перегрызть ему глотку». Надо ли говорить, что результатом стала золотая медаль и никто ни на кого зла не держал? Тонкие настройки в тандеме «тренер-спортсмен» крайне важны. Иногда тренер нервничает даже больше и тогда старается перед стартом вообще не попадать в поле зрения, чтобы не показать волнения и не передать его спортсмену. Все очень индивидуально.