Судьба ветерана

Андрей Никитович ХарламовМой отец, Андрей Никитович Харламов, родился 14 октября 1926 года в селе Скрипниково Калачеевского района в многодетной семье крестьянина-середняка Никиты Михайловича Харламова и его жены Матрёны Гавриловны, где воспитывалось пять сыновей и дочь Ольга. Андрей был самым младшим из детей. Семья имела свой земельный надел, жила единолично, в колхоз вступать не спешила. В хозяйстве было две пары быков, лошадь, корова, овцы, домашняя птица, имелись плуг, соха, веялка. Проживали в деревянном доме с железной крышей, что считалось деревенским шиком.

Перед началом  Великой Отечественной войны старшие сыновья Иван и Григорий создали свои семьи и жили отдельными домами. Средние сыновья учились: Леонтий закончил курсы шофёров и работал водителем в Мурманской области, Иосиф — Орловский финансовый техникум по специальности «Бухгалтерия». Но стране не хватало кадровых военных, и Иосифа призвали в Красную Армию, присвоив офицерское звание. Андрей Харламов перед началом войны окончил семилетку

Семья Харламовых на войну отправила четырёх сыновей: Григория, Леонтия, Иосифа и Андрея. В 1942-м пропал без вести Григорий Харламов, в том же году Дальневосточная 126-я стрелковая дивизия, где служил Иосиф, была направлена на Сталинградский фронт.

Там, у станции Абганерово, Иосиф и погиб, защищая штаб дивизии. Лишь 66 лет спустя его останки обнаружил поисковый отряд «Стальное пламя». Иосифа Харламова и других  бойцов и офицеров, защитников Сталинграда, похоронили на хуторе Вехне-Кумский в Мемориальном комплексе «Стальное пламя».

В 1943 году воевал на Воронежском фронте в полку связи Леонтий Харламов. После тяжелого ранения в ногу он был комиссован. После войны Леонтий Никитович проживал  с семьёй в Калачеевском районе в  совхозе «Калачеевский».

8 ноября 1943 года в ряды Красной Армии был призван Андрей Харламов. Ему тогда исполнилось лишь 17 лет. Целый эшелон призывников из Калачеевского района отправили на Дальний Восток, и ехали они туда в деревянных вагонах почти месяц. В дороге согревались у железной печи, топили чем придётся, питались продуктами, взятыми из дому. Лишь в больших городах эшелон делал остановку, и тогда призывников кормили, водили в баню.

По прибытии на место службы боец Харламов был определен в 1041-й артиллерийский полк (231-я стрелковая дивизия второго формирования), дислоцированный в пригороде г. Спасска Приморского края. Новобранец освоил воинскую специальность связиста.

В 1944-м году в Приморье проходили крупные тактические учения, в ходе которых в дивизии от болезней погибло 12 солдат – кормили бойцов весьма скудно, а климат и служба были тяжелыми.

Неповторимый, незабываемый по накалу ликования День Победы Андрей Харламов встретил в своём полку. Бойцы радовались победе, но о демобилизации и речи не шло. Напротив, в конце мая 1945 года снова были объявлены масштабные войсковые учения. А вскоре личному составу части стали делать прививки против бактериологического оружия, которое разрабатывала на территории Маньчжурии Япония. Вакцина была настолько болезненной, что не все могли её перенести – в обморок падали даже медработники.

На Дальний Восток всё шли и шли эшелоны с Запада – Советский Союз наращивал группировку войск на границе с Китаем.  После завершения войны с Германией началось быстрое переоснащение полка. Артиллерийский расчёт вместо конной тяги оснастили гусеничными тракторами-тягачами, что придало полку мобильности. На вооружении в полку были  76-мм дивизионные пушки и 122-мм гаубицы.

Вскоре был усилен продовольственный паек. «Это к войне», — шушукались между собой бойцы. 26 июля 1945 года США, Великобритания и Китай официально сформулировали в Потсдамской декларации условия капитуляции Японии, но японцы отказались их принять. 6 августа США наносят ядерный удар по Японии, а в советских войсках политработники оглашают приказ Верховного Главнокомандующего о необходимости «подать братскую руку Китаю». Так, 8 августа началась война с Японией, и наша страна заявила японскому послу о присоединении к Потсдамской декларации.

Артиллерийский полк, где служил Андрей Харламов, вместе со всей дивизией направили на освобождение китайской территории, оккупированной Японией. Дивизия входила в состав 1-го Дальневосточного фронта (командующий — маршал Советского Союза К.А. Мерецков). На рассвете 9 августа 1945 года советские войска начали интенсивную артподготовку с моря и с суши, после которой последовали активные боевые действия Маньчжурской операции.

Начались изнурительные марши с короткими боями и перестрелками. Бойцы, прошедшие войну, утверждали, что японцы по сравнению с немцами вояки слабые, но хитрые и увёртливые. Зато среди японцев было много смертников, которые дрались отчаянно. Солдаты опасались провокаций, особенно, когда перешли границу Советского Союза: внешняя похожесть японцев и китайцев работала на руку неприятелю. Никогда они не были уверены в том, кто перед тобой: переодетый враг или хозяин исконных территорий? Было  тяжело и с продовольствием: диверсанты портили муку, мешая её с песком. Многие солдаты и офицеры, прошедшие войну с Германией, погибли здесь, на Дальнем Востоке.

Полк глубоко продвинулся по китайской территории. Местное население воинов-освободителей приветствовало с восторгом, криками – «шао», «шао» («хорошо»). К 25-му августа 1945 года, когда Япония капитулировала, а Квантунская армия была разгромлена, полк  закончил сосредоточение на Харбинском направлении, дислоцируясь в районе станций Яблоня и Хонда-Хедзе в Восточной Маньчжурии. Здесь после окончания войны собралось несколько десятков тысяч пленных, вид их был жалок и беспомощен.

Закончилась война, но не закончилась служба. Она продолжалась для Андрея Никитовича ещё пять долгих лет: сначала в Порт-Артуре в 16-й бригаде морской пехоты, а с 1946 года фронтовик служил на Тихоокеанском флоте.

Демобилизовался он в 1950 году, 8 ноября. Хотя родственники, жившие во Владивостоке, советовали ему остаться в городе, он поспешил на родину, где за всё время воинской  службы – 7 лет! – он был только однажды, когда в 1946 году ему предоставили месячный отпуск.

Впереди была тяжелая, но всё же мирная жизнь – сначала в родном селе, а с 1976 года – в селе Заброды Калачевского района. Андрей Никитович трудился в сельском хозяйстве, везде он был на хорошем счету — за трудолюбие и усердие. Вырастил вместе с мамой, Натальей Ивановной, четверых детей, всем дал высшее образование. Младшая дочь, в замужестве Лидия Сычева, стала известной писательницей.

Радуют Андрея Никитовича внуки, и правнучка – Аня Харламова. Жизнь продолжается – благодаря ветеранам, защитившим мир от фашизма… Низкий поклон моему отцу, здоровья и благ!

 

Тамара Корчина

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.