Из динамиков звучит громогласно: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…» Хорошо! Где вы, лихие свинарки, где вы, удалые пастухи? Повеяло далеким социалистическим детством, счастливым, как лица на открытках «Привет из Ялты!».
По центральной аллее ВДНХ в развевающемся шарфе шагаю бодро, легко и пружинисто, как герой полотен Дейнеки, как Стаханов и Чкалов.
Жизнь постоянно подкидывает трудные ситуации и проблемы решить которые можно с помощью постоянного развития. Как начать саморазвитие, чтобы двигаться вперед и быть на гребне волны? Ответ на этот вопрос можно найти на сайтах в интернете или специальных книгах. Главное не ленится начать.
- Что это тут у вас, ностальгия по СССР? — спрашиваю директора ВДНХ.
- Нет, — смеется Екатерина Проничева. — Это просто для вас включили. Шучу. На самом деле, у нас самые разные плей-листы.
«Плей-лист» — слово точно не стахановское, чуждое нам слово. Однако хватит играть в старые песни о главном. К делу!
Первое, что бросилось — нет, не в глаза, а в уши Проничевой, когда она появилась здесь в 2013 году, — это шумовая свистопляска. Еще в начале 1990-х ВДНХ превратилась в колоссальный рынок, если не сказать базар. Звуки рекламы со всех концов оглушали: «Лучшие шубы только у нас!», «Шашлык и пиво для всей семьи!», ну и так далее.
Но Екатерина Владимировна пришла сюда не погулять. Указом президента выставку передали в подчинение Москве, и новая команда явилась осмотреть двести тридцать восемь гектаров, где последние двадцать лет шла торговля, строились дурацкие павильоны, гуляли хулиганы и ветер. В апреле 2014-го Проничева ступила сюда как заместитель директора.
А в прошлом году, после внезапной и загадочной отставки директора («семейные обстоятельства»), взяла в свои руки «город мечты». Это ее выражение: «город мечты». ВДНХ ведь так и задумывалась в середине 1930-х, когда художественной концепцией руководил Эль Лисицкий, великий авангардист и мечтатель.
Признаться, я надеялся, что кабинет директора находится в павильоне «Центральный», под шпилем с золотой звездой. Что Екатерина Владимировна величаво сидит за бескрайним дубовым столом, на столе наркомовская зеленая лампа, черный телефон-вертушка, позади — мозаичное панно с рабочими и крестьянами… Увы! Дирекция прячется в совершенно непримечательном здании 1970-х годов справа от главной аллеи. В маленьком кабинете Проничевой простой стол, который она привезла с предыдущей работы, когда была заместителем Сергея Капкова.
- Послушайте, Екатерина Владимировна…
- Можно просто Екатерина.
- Хорошо. А зачем вы старый стол
за собой таскаете? Не могли заказать новую мебель из Италии, как это принято в России?
- Зачем? Я в кабинете не так много и бываю. Вот мы с вами сидим в переговорной, а раньше как раз тут располагался кабинет директора. Но я решила: слишком много пространства, мне столько не нужно.
Два года назад она пришла — ну не то, чтобы на руины, но состояние объекта было близким к «колизейному». Говорит, что тот же «Центральный» и «Космос» — две доминанты ВДНХ — внутри представляли варварский хаос. В павильонах сейчас вовсю идет реконструкция. А еще обнаружилось много загадочных собственников на легендарной земле Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства. Тут я припомнил, как сам еще в 1990-е пытался сделать смелый репортаж о «хозяевах ВДНХ», — вышла пара громил, которые спокойно спросили: «Жить хочешь?» Мне хотелось. «Ну и вали отсюда».
Проничева улыбается:
- Это уже не загадочные, а хорошо нам известные владельцы. Мы ведем с ними переговоры. Например, самолет нам удалось вернуть.
- Как это — вернуть?
- Самолет Як-42, который стоял на улице, находился в частной собственности.
- И кто его хапанул?
Проничева улыбается еще шире:
- Ну, был частный собственник. >
Не колется госпожа директор. Но улыбка-то у нее особая, многозначительная такая улыбка.
Вообще загадочным собственникам спорить вряд ли захочется. Во-первых, ВДНХ выкупает обратно бывшую собственность. Не сносит по ночам, не отнимает. Во-вторых, есть у Екатерины Владимировны особый дар — спокойно и убедительно вести диалог. У нее очаровательная улыбка, но она железная леди, которая будет покрепче мухинской колхозницы. Возможно, это наследственное. Владимир Егорович Проничев, папа героини, в течение десяти лет возглавлял Пограничную службу России. Был замдиректора ФСБ.
О службе отца, то есть и о своем детстве, она рассказывает по- девичьи, очень романтично. Например, о горной заставе в Грузии: «Там все заносило снегом так, что телеграфные столбы были как бордюрные столбики». Отца, как любого военного, помотало по СССР, семья (у Екатерины есть младшая сестра Елена) — за ним. Так что фонтан «Дружба народов» для Прони
чевой вовсе не позолоченная аллегория. Мама Людмила Александровна — образцовая офицерская жена. «Знаете, любой женщине постоянно кочевать с детьми и налаживать везде быт очень непросто.