ТАНЕЦ КАК ДЕЙСТВО

ТАНЕЦ КАК ДЕЙСТВО очень фотогеничное и дающее простор фантазиям всегда очаровывал кинематограф — и благодаря этому на свет появилось немало очень успешных и очень хороших фильмов. Но среди них совсем немного таких, где авторы хотят правдиво показать работу балетмейстеров и танцовщиков.

Именно это обстоятельство подвигло режиссера Валери Мюллер и Анжелена Прельжокажа (одного из самых известных французских хореографов, постановщика балетов в Ла Скала, Большом, Парижской опере и Нью-Йорк Сити балет, умеющего и любящего использовать самые разные балетные техники) взяться за экранизацию графического романа Бастьена Ви-веса «Полина», рассказывающего путь молодой русской балерины через хореографические па. Так родился фильм «Полина, танцующая свою жизнь», героиня которого отворачивается от суровой классической школы Большого театра, чтобы обрести себя как хореографа современного танца. Валери и Анжелен хотели сделать свой фильм, где танец был бы естественной частью повествования, где актеры и танцовщики менялись бы привычными ролями и опытом — в общем, фильмом, который был бы сплавом двух искусств. В главной роли снялась танцовщица Мариинского театра Анастасия Шевцова. Вместе с ней в «Полине» играют Жюльетт Бинош, канадский актер Нильс Шнайдер и звезда Парижской оперы Жереми Беленгар.

«Полина, танцующая свою жизнь» — это адаптация комикса Бастьена Ви-веса, имевшего большой успех. Как родилась идея такого фильма?

Анжелен Прельжокаж: Валери искала проект фильма, в который она могла бы интегрировать танец, и ее продюсер предложил эту идею. Мы оба знали комикс «Полина» и обожали его.

Валери Мюллер: Несколько лет назад я снимала документальное кино о труппе Анжелена и тогда прикоснулась впервые к миру танца. Я хотела повторить этот опыт, но уже в художественном кино. И когда мне рассказали эту идею, я за нее ухватилась.

Специфика «Полины» в том, что эволюция главного героя происходит через танец, работа над которым показана очень подробно.

Анжелен Прельжокаж: Совершенно верно. Мы действительно хотели, чтобы танец стал полноценной частью сюжета.

Валери Мюллер: Мы включили сцены репетиций и тренировок в фильм, и они выглядят почти как документальные вставки. Таким образом, танец начинается посреди «актерских» сцен, и повествование логически приводит к кадрам из спектакля, которые, кажется, прямо вытекают из того, что им предшествует.

Как вы распределяли работу во время съемок?

Валери Мюллер: Вначале мы думали, что у каждого будет своя зона ответственности, но их границы оказались гораздо более размытыми, чем мы предполагали. Съемками сцен с актерами должна была заниматься я, но в итоге Анжелен тоже принимал в них участие, давал советы по хореографии, чем всем очень помогал. Я многому научилась, наблюдая за ним, — он думает об актерской игре через тело, а не через текст. Анжелен Прельжокаж: Самым важным для нас было, чтобы актеры — Нильс Шнайдер и Жюльетт Бинош, — которые никогда не занимались хореографией, сами танцевали во всех балетных сценах. Жюльетт Бинош играет хореографа современного танца, который начинает тренировать Полину после ее переезда во Францию. Мне очень нравится, что и когда Жюльетт выступает только как актриса, и потом, когда она танцует, чувствуется одна и та же энергетика, которая исходит от нее самой. Валери Мюллер: Что касается Нильса, мы были поражены его работой на съемочной площадке. У него есть настоящие способности к танцу, он осваивал все танцевальные номера очень быстро.

Нильс Шнайдер: Должен сказать, что до съемок я был далек от балета и, честно говоря, не был знаком с творчеством Анжелена. Но после кинопроб, особенно благодаря тому, что Анжелен взял меня потом на небольшую роль в пьесу «Возвращение в Берратам», которая была показана на Авиньонском фестивале, я смог лучше узнать будни артиста балета. Каждое утро я ходил на занятия наравне со всей труппой. Сначала, признаться, это было немного унизительно, но зато в конце — очень здорово.

Жереми, в этом фильме, в отличие от Нильса, вы прошли обратный путь — от работы танцовщика к роли актера.

Что вас привлекло в проекте — возможность сниматься у Прельжокажа? Жереми Беленгар: Да, я ведь никогда не работал с ним, даже когда Анжелен делап постановки в Парижской опере, — я в это время был там вторым артистом балета, но что-то все время мешало. Ну а не так давно я встретил Анжелена, и он сказал, что думает обо мне в связи с одной ролью. Это было как раз в тот момент, когда я решил, что моя карьера танцовщика подходит к концу и мне пора задумываться о будущем.

 

В фильме ваш персонаж руководит группой молодых танцоров хип-хопа, как раз такой опыт у вас был несколько лет назад в театре «Сюрен Жан Вилар». Жереми Беленгар: Съемочный процесс фильма был построен на системе импровизаций, которой я научился в ходе своей работы танцовщиком, в этом состоит главное сходство. Участие в фестивале Suresnes Cites Danse было моим первым опытом в качестве хореографа, и тогда я открывал для себя с молодыми то, что могло быть моей работой.

Полина отказывается от учебы в престижной школе Большого театра для того, чтобы посвятить себя современному танцу. Вы с детства учились в школе Парижской оперы, чувствовали ли вы иногда ограниченность этой институции?

Жереми Беленгар: Конечно. Это, можно сказать, удушающая теснота, ведь на протяжении тридцати лет мы работаем в группе из тех же людей.

Нильс Шнайдер: Именно поэтому я не стал учиться в театральной школе. Командный дух хорош на четыре месяца, но не на десять лет.

Жереми Беленгар: Но, с другой стороны, этот дает невероятный опыт: в Парижской опере мы работали с самыми выдающимися хореографами со всего мира. Сейчас, когда я уже в конце своего пути в балете, я понимаю, что это было вовсе не так уж плохо (смеется).

Валери Мюллер [Нильсу и Жереми]: Во время съемок было очень интересно наблюдать за тем, как вы обменивались опытом. Актеры были очень заинтересованы работой артистов балета, и наоборот. Чувствовалось взаимное желание обогатиться за счет друг друга, и это стало движущей силой съемочного процесса. Актеры часто задавались вопросом, насколько правильно они двигаются, а артисты балета думали о способах интерпретации.

 

Хореограф в исполнении Жюльетт Би-нош играет решающую роль в эволюции Полины. В какой степени этот персонаж копирует вас, Анжелен?

 

Анжелен Прельжокаж: Когда Жюльетт готовилась к роли, она приходила на репетиции и смотрела, как я работаю с труппой. Она схватила суть моей работы и воспроизвела ее в фильме. Можно сказать, она меня клонировала (смеется).

Валери Мюллер: Анжелен на репетициях очень мало говорит и в основном «общается» с помощью тела. Мы хотели, чтобы Жюльетт в роли работала по такому же принципу — не говоря, а двигаясь; чтобы она давала на тренировках указания — как ставить ногу, руку — не словами, а прикосновениями, жестами…

Анжелен Прельжокаж: В «Полине» мы хотели уйти от клише, показать правдивую картинку балетной жизни, работу хореографа, директора труппы, танцовщиков. В кино часто рисуется карикатурный образ балета, в котором режиссер — садист, а все танцовщики — невротики. К счастью, в реальности это не так: большинство современных хореографов поддерживают вполне нормальные отношения со своими артистами, без доминирования или перверсий. Мне кажется, все получилось очень живо и правдоподобно.

Валери Мюллер: Комикс Бастьена Вивеса достаточно подробно, точно и без клише показывает будни молодой балерины, но мы захотели пойти дальше, изменив сценарий. В нашем фильме вместо того, чтобы стать балетной примой, она становится хореографом. Мы хотели показать образ сильной женщины, которая способна создать свой собственный мир. А парни, которых играют Нильс и Жереми, становятся в некотором роде ее музами.

Крыша для жилища является важным элементом помогающим избежать последствий дождя и снега. Поэтому работы по кровле крыш цена на которые доступна для всех желающих, так востребованы на рынке. Важно помнить, что обращаться следует только к проверенным специалистам и фирмам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.