У наших ног, требуя внимания хозяйки, вьется другой шпиц — белоснежный, а еще два гиперактивных чихуахуа. Даша в белой футболке и немножко рваных джинсах не пускает холеных нахалов на кухню. Здесь у нее все стерильно и стоит на своих местах. Но в рецептах она не всегда придерживается строгих правил. Потому что даже, казалось бы, железобетонная «архитектура борща» — это ее выражение — требует творческого подхода.
Рецепты, которые она копит для своего проекта «Книга о доброй еде», — это не просто перечисление ингредиентов. Многое Даша восстанавливала по рукописным тетрадкам и дореволюционным изданиям. Каждый суп, каждую закуску снабдила ироничными историческими справками и примерами из русской литературы: «Вот хотя бы «Мертвые души» — там все время кто-то что-то ест». С Николаем Васильевичем у нее особые счеты — это он познакомил кулинара Дашу с ферме- рами-любителями из LavkaLavka. «Лет пять назад ребята организовали «гоголевские» обеды, где все блюда были позаимствованы из книг, — рассказывает Михайлова. — Это сейчас, особенно после введения санкций, русская еда, всякие фестивали брюквы и пастернака стали мощным трендом, а тогда это было в диковину».
Какой смысл кормить благотворителей? «Да потому что еда — универсальная платформа, которая всех объединяет, — смеется Даша. — Будь то заключение контракта или семейный праздник, — чтобы отметить событие, люди вместе ужинают». И правда, почему бы им ради доброго дела не собраться вокруг кастрюли борща?
Для первого благотворительного обеда Михайлова заказала тридцать восемь килограммов козлятины, надела фартук, встала к плите… Да, шумное застолье в Ah! Beatrice устроить каждый может, но мало у кого получается при этом зачерпнуть половником сразу два с лишним миллиона рублей.
Оказалось, собрать средства — только первый шаг. Потом нужно проследить, дошли ли они до места назначения. Дипломированный экономист такие задачи щелкает как орехи.
Репутация — основной актив Дарьи, персоны непубличной и к светской жизни равнодушной: «Для каждого мероприятия пришлось подбирать новый формат». Ужин в Ah! Beatrice был бесплатным, после него гость мог самостоятельно перечислить сколько не жалко на официальный счет санкт-петербургского Детского хосписа. «А вот когда я устроила обед в LavkaLavka, ее сотрудники взяли на себя все расчеты. Результаты я публикую в инстаграме и фейсбуке — так нагляднее. Многие люди, даже если хотят сделать доброе дело, опасаются, что их деньги будут потрачены на что-то другое.
А когда все процессы прозрачны, энтузиасты сами звонят и предлагают помощь. Поэтому я выкладываю в сеть таблицы со всей информацией о малышах, которым мы помогаем. «Книга о доброй еде» помогла уже сорока трем детям. Разбудите меня ночью — отчитаюсь за каждый потраченный рубль.