Гадкий поступок со стороны коллеги, бесцеремонная выходка дальнего знакомого или даже грубость близкого человека — кажется, есть вещи, от которых лучше отвернуться, чтобы потом не пахло. Культурный гражданин не станет кричать в магазине «Сама дура!», вызывать на разговор коллегу или гневно вцепляться в воротник мужа с вопросом “Что ты такое имел в виду?». Проще поберечь нервы и не устраивать истерик…
Хорошим девочкам еще в детстве объяснили, что нельзя опускаться до “их» уровня, ты лучше, ты выше, утрись и иди дальше. Однако загвоздка в том, что в неприятную ситуацию ты уже попала. Можно делать вид, что ничего не произошло, но осадочек все равно остается, даже если удаляешься с гордо поднятой головой.
Хотите устроить для своего любимого чада детский праздник на день рождения, но не знаете к кому обратиться? Тогда ваш выбор профессиональные аниматоры, имеющие в своем арсенале десятки проверенных временем программ торжеств.
Во-первых, ты делаешь себе же хуже. Несмотря на реакцию, которую ты выдаешь наружу, внутри тебя сгущается негатив. Он там не только копится, но и бродит, создает пузырьки. “Невыраженные чувства, нереализованная энергия, непрожитая жизнь — пускается в задумчивые перечисления наш эксперт.
Изменил бойфренд, но ты выше этого. Не бросила в него ноутбуком, не съязвила по поводу качества вашего секса и не выдала красочное описание его внешности, личности и прочих достоинств. Просто развернулась и ушла. Будь уверена, все слова, которые не сказала ему, ты много-много раз скажешь себе в разных вариациях.
Другой повод не воспарять над миром — мнение, которое составляют о тебе эти ребята вокруг. Здесь два варианта: либо ты выглядишь слабачкой, которую можно толкнуть и не извиниться, либо — наоборот — производишь впечатление слишком высокомерной и холодной особы, которая избегает общения, будто кругом эпидемия стригущего лишая. Помнишь фильм “Служебный роман”? Там оба главных героя прячутся от конфликтов — правда, разными окольными путями. Тюфяк Новосельцев избегает столкновений, прогибаясь под изменчивый мир чужих интересов, а Калугина уклоняется от людей вообще, поскольку не знает, как себя с ними вести. И оба, хоть и отстраняются от мира склок и подхалимства, не выглядят ни уверенными в себе, ни сколько-нибудь счастливыми.
Литература и кино дали нам множество подобных типов: мистер Дарси сдержанно наступает на горло своему самовыражению и счастью, Мэри Поплине умеет летать на зонтике, но полного взаимопонимания достигла только в разговоре со статуями, Эльза из “Холодного сердца” сама заточила себя в неприступной башне и страдает от одиночества. Если кто-то из этих персонажей — твоя ролевая модель, хорошо бы пересмотреть ситуацию.
Позиция “будь выше” всегда делает из человека не обязательно жалкую, но жертву. Иногда так себя ведут идеалисты, перфекционисты, интеллектуалы. Они стремятся бесконечно преодолевать тот уровень общения, на котором возможны конфликты и столкновения, но в этом и ловушка: ты боишься проявить агрессию, потому что внутренне избегаешь чувства вины за нее. Вдруг после фразы “Вы, кажется, слишком далеко зашли!” ощутишь раскаяние?
На самом деле все по-другому. Из “высокого положения” только два пути: либо ты посадишь наглецов себе на шею, либо запрешься в скорлупе одиночества и враждебности. Психолог Анна предрекает и тем и другим психосоматические болячки и депрессию.
ОДИНОКИЙ ПОЛЕТ
Прежде чем выписывать себе диагноз, имей в виду: если ты изредка шарахаешься от очередной хамоватой морды в метро, это еще не значит, что ты на краю тяжкой депрессии. Наиболее неприятные последствия ждут людей, которые избегают выяснения отношений с близкими и терпят от кого-то дорогого колючие подколки и ранящие обиды. Именно здесь быть на высоте никак нельзя — ты сразу лишаешь себя возможности проявлять эмоции и потребности, защищать и отстаивать собственное мнение. Результат? Живешь в полутени: то ли девушка, то ли видение, которое в какой-то момент перестает осознавать свои чувства и желания и вместо них подсовывает себе мысленные конструкции “как надо”. А это дико шаткие сооружения.
Формально так можно “дружно” жить долгие годы. Но, учти, это будет либо служение другому, либо холодные, дистантные отношения, особенно гармоничные в браке со священной мумией.
НТО ВИНОВАТ?
Хамство и склоки традиционно считались уделом маргинальных слоев общества, но ведь и интеллигентным словом можно довести человека до ручки. Беда в том, что исторически в России было не особенно принято копаться в эмоциональной сфере. Коня на скаку — это да, а разобрать, отчего тебе сегодня тоскливо, — нет. Да и времена были тяжелые — весь двадцатый век у нас до психоаналитиков руки не доходили: мы то собирали атомные бомбы, то коммунизм строили, то воевали. Да и вообще тоталитарные режимы не особо учитывают переживания винтиков своей системы. Потому улыбаемся и машем молотами и серпами.
Наши бабушки и мамы росли в атмосфере страха и стыда. Говорить о том, что ты расстроен, что тебя задевает чья-то некорректная реплика, — да это просто смешно! Стыдно, у кого видно. Поэтому “правильной” моделью поведения было спрятать все чувства, заморозиться, не дать слабины, не показать уязвимого места. К тому же в психологии тогда было сильно влияние бихевиоризма — поведенческого подхода. Важно, как ты действуешь и реагируешь, а не что там происходит у тебя внутри. Человек должен быть крепкой и устойчивой личностью, без истерик. Пытаясь сделаться железными и сильными, многие люди просто- напросто вытесняли свои чувства, не желали их видеть и признавать.
И детей растили исходя из тех же представлений о прекрасном: расплакалась — рева, пожаловалась на обидчика — ябеда, возмутилась чему-то — слабачка! А если завтра война, а? Аты с какой-то ерундой носишься! Хороший ребенок не должен предъявлять своих чувств, так ему будет легче выжить и в садовской группе с суровой нянечкой-фронтовичкой, и потом: в школе, армии, на заводе какого-нибудь октября. Сегодня мы знаем, с чего начинается эмоциональная грамотность: детей учат называть свои чувства и выражать их так, чтобы не покалечить прохожих пупсиков. Раньше мало кто мог позволить себе такую роскошь, и все неудобные проявления, вроде гнева, бессилия, растерянности, просили держать при себе. А чтобы все это богатство не мешало в трудовых буднях, многие души ужасные порывы мы вытеснили куда-то в бессознательное. Там оно и лежит. Немного жмет, но лучше, кажется, все-таки не доставать.
Интеллигентская мантра “Будь выше” — это адаптация того самого посыла “Заткнись и не подавай вида, что тебе обидно”. Та неловкая защита, когда боишься выдать свои чувства, показать, что это действительно ранит. Опять уйти куда-то в тенек и запихать все тягостное поглубже, как в детстве на первомайской демонстрации, чтоб не ныть из-за мозоли и не портить близким праздник.
Уплыть в высшие сферы представляется заманчивым еще и потому, что обида будто бы не тебе адресуется. Ты разделяешь себя реальную, ту, которой наступили на ногу в метро, и себя королевскую, с которой такой досадной вещи просто не могло случиться. Это раздвоение тоже не очень здоровая штука, потому что уводит от решения проблемы в мир фантазий.
Социолог в работе “Хамство и оскорбления как коммуникативные практики негативной солидарности” пишет, что “жертвы хамства переживают стыд, растерянность, возмущение, что нередко побуждает их обращаться к механизмам психологической защиты”. Один из таких фиговых листочков — твоя установка “Я выше”. Хамства вокруг действительно много — достаточно пару раз посмотреть теледебаты, и уже не возникает вопросов, почему на улице оно тоже разлилось. Но это как раз и значит, что пора как-то дать ему отпор, обозначить свои границы четко, чтобы на них не смогла присесть никакая хамская рожа.