Что величественнее, творение рук человеческих или созданная природой букашка, травинка, опавший с ветви листок? Сложность конструирования ракеты, сотового телефона, планшета покажется минимальной, если учесть тот факт, что каждая букашка и травинка уникальны, неповторимы и являются развивающимися самостями, проходящими процессы рождения, вырастания, старения и умирания.
Не случайно мастера живописи стремились в своих работах прийти к максимальной точности воспроизведения жизни. Великий Леонардо изучал строение глаза, анатомию человеческого тела, игру солнечного света на поверхности предметов, перспективу. Объемное изображение человека на плоском холсте получалось только благодаря тому, что мастер прекрасно представлял себе фигуру в трехмерном пространстве, причем видел ее не полой, а оформленной изнутри венами, сухожилиями, костями.
На заднем плане его картин мы часто видим горы, а над ними — надутые облака. Фоновые пейзажи Леонардо продуманы и разнообразны, все мельчайшие детали скрупулезно выписаны. Горы — антагонисты облаков. Последние живут недолго, ежеминутно меняют свое обличие. Горы высятся неизменно, сохраняя свои седые черты. Впрочем, их бессмертие реалистично всего лишь с точки зрения человека, век которого в сопоставлении с горным — краток. Но и горные гиганты когда-то родились и когда-то разрушатся, ибо все самое прекрасное в этом мире, сотворенное самым великим художником — природой, будет иметь свой конец.
Природные процессы, которые способствуют возникновению гор или их разрушению, скрыты от человеческого глаза тысячелетиями. Обыватель, неискушенный геологией и географией, вряд ли представит их себе. И все же получить очевидное свидетельство старения гор можно. Для этого стоит хотя бы раз побывать в крымских горных пещерах, где вода, этот источник жизни и изменений, творит свою историю.
В крымских горах очень много карстовых полостей. Вода проникает внутрь и постепенно разрушает горную породу. Эта борьба воды и камня приводит к возникновению удивительных натечных минеральных образований, которые красотой своей и замысловатостью поспорят с произведениями искусства.
Большие полости пещер обычно называют залами. На их стенах можно наблюдать замысловатые узоры, играющие оттенками цвета. Это всего лишь следы от подтеков воды. Трудно представить, но специально их никто не рисовал.
Другое «архитектурное» чудо — сталагмиты, растущие прямо с пола пещеры. Их формы и цвета настолько не предсказуемы, что каждый раз вызывают изумление. Изо дня в день веками капает вода, кормит сталагмит, растит, лепит его из намытых минералов, определяет его форму и цвет.
Сталактиты, в отличие от сталагмитов, растут на потолке пещер, и не вверх, а вниз. Капает вода, скапливаются осадочные породы, и вот, за несколько тысяч лет «намерзает» такая сосулька. Часто сталактиты и сталагмиты формируются одним подтеком воды, располагаясь друг напротив друга. Пройдут миллионы лет, и они срастутся, превратившись в одну сплошную колонну.
Увидеть такие чудеса можно в пещерах «Мраморная» и «Эмине-Баир-Хосар» на плато крымской горы Чатыр-Даг. Они оборудованы и доступны для посещения. Попасть на этот горный массив можно с помощью инструктора-проводника. Обычно они проводят походы в Крыму и в нитки маршрутов включают посещение горных пещер на Чатыр-Даге. Трекинг в Крыму — активно развивающееся направление туризма, и потому найти проводника, набирающего людей на подобный маршрут, будет не сложно.
Сталактиты, сталагмиты, узоры на стенах пещер возникли в результате процесса, разрушающего горы, горы, которые кажутся нам вековечными. Изучая пещеры, понимаешь, с одной стороны, относительность времени, с другой — разумную гармоничность природы, разрушающую и созидающую одновременно. Человеку не свойственно уничтожать что-либо, одновременно при этом воссоздавая нечто прекрасное. Путешествия по нетронутым территориям, будь это горы, леса, степи, водопады, каньоны, реки доставят вам не меньше эстетического удовольствия, чем посещение Уффици и Прадо.
После прогулки по пещерам проводник обязательно проведет вас на вершину горы. Может закружиться голова — воздух здесь разреженный, чистый и свежий. Под ногами плывут облака, за ними просматриваются крошечные постройки прибрежных городов и поселков. Море и небо огромными пластинами сходятся на линии горизонта. Вершины гор — отличные обзорные точки. Рассматривать открывающиеся виды можно часами: облака, соседние горы, складки холмов, морские дали, ленты дорог. Они как пейзажи на картинах Леонардо: затейливые, исключительные, живые, совмещающие подвижность облаков и зримую монументальность гор.