В парке на Алтуфьевском шоссе художник Николай Полисский построил огромную арку изборские ворота». Группа «Абчё» на территории арт- центра «Варочный цех» в Мытищах собрала «ДиплоДога» из заготовок для пивных крышечек. А Ростан Тавасиев в прошлом году установил на ВДНХ огромные мягкие игрушки и полушутливую-полутревож- ную «Зыбкость» — колонну, которая, кажется, вот-вот упадет.
Провести приятно время можно по разному. Фильмы онлайн в хорошем качестве один из таких способов. Их можно смотреть как с друзьями, так и в одиночестве.
Паблик-арт, искусство для общественных пространств, постепенно завоевывает страну. Его главный популяризатор — тридцатисемилетняя москвичка Юлия Бычкова. «Это серьезное, признанное в мире искусство. Лучшие образцы жанра можно увидеть в «Юпитер Артлэнд» в Англии — там хозяева отдали в руки художников целое поместье. Или в парке вокруг французского замка Шомон-сюр-Луар, где уже двадцать пять лет проводится Фестиваль садов. А в Миллениум-парке в Чикаго установлены «Облачные врата» Аниша Капура, — говорит Бычкова. — Паблик-арт может быть создан по заказу города или мецената, тогда его называют commission art. Это может быть стрит-арт, который растет
жен быть, и удивляет провокативно- стью. И наконец, ленд-арт — искусство, которое создается на природе».
По словам Бычковой, пока большая часть паблик-арта в Москве — куличи и зайцы, и это просто сон разума, но так будет не всегда. «Выключить современное искусство из жизни невозможно: мы ездим на машинах XXI века и слушаем актуальную музыку. Думаю, скоро у нас, как и на Западе, современное искусство начнут преподавать в школах».
А пока самый простой способ поближе познакомиться с паблик- артом — съездить в Калужскую область, где в июле проходит фестиваль «Архстояние». «Все началось с интеллектуальной дачи, — вспоминает Юлия. — Мы с друзьями ездили в деревню Никола-Ленивец кдрузьям семьи, а художник Николай Полис- ский делал там с местными крестьянами объекты паблик-арта. Когда
творческая энергия достигла пика, мне с мужем Антоном Кочуркиным Николай Полисский предложил курировать фестиваль».
За одиннадцать лет дружеский междусобойчик превратился в событие на десять тысяч человек, крупнейшее в Европе. «Никола-Ле- нивец — территория, где художники, архитекторы и музыканты могут свободно размышлять. В этом году темой для их проектов станет убежище — мы зовем всех укрыться от городской суеты», — говорит Юлия.
Поиск ресурсов, координация и управление всей командой «Архстоя-
«Мои менеджерские способности — это в основном гены», — говорит Юлия. Папа Василий Бычков — директор «Экспопарка», который устраивает выставки в ЦДХ, а мама Анна Щетинина — глава архитектурного бюро. Сама Юлия окончила лицей при Суриковском институте, а потом передумала быть художником и поступила в МАРХИ.
С прошлого года Юлия также работает директором по развитию ГЦСИ, который скоро присоединит к своему зданию на Зоологической улице огромный комплекс на Хо- дынском поле. «Моя главная цель — налаживать контакт с аудиторией. Ведь современный музей отличает работа со зрителем, то есть способность адаптировать свои продукты под особенности посетителей. Кроме того, в музейном деле сейчас
усиливается тренд «контекст важнее контента», а значит, нам нужно научиться показывать проекты вне своих стен, осваивать интерактивные технологии и все время меняться». В этом ГЦСИ равняется на таких титанов, как Тейт и Центр Помпиду.
Теперь в команде Бычковой де-
по-прежнему муж: «Раньше я была уверена, что супружеский союз должен быть еще и творческим. Сейчас у Антона и у меня все больше собственных проектов. Между нами есть конкуренция, но мы научились извлекать из нее плюсы и смеяться над собой. Бывает тяжело, но благодаря совместной работе родилось столько чудесных проектов, включая двоих нашихдетей».
В ближайших планах Юлии построить образовательный центр и развивать арт-парк в Николе- Ленивце. И продолжить курировать паблик-арт-проекты в Москве и Казани. Благо художников, готовых заниматься таким искусством, в России достаточно. Некоторые из них успешны и за рубежом: Александр Бродский делал проекты в парижском Тюильри, а Александр Константинов — в Люксембурге. «Паблик-арт создает соразмерные человеку, комфортные пространства, в которых можно почувствовать контакт со средой, — говорит Бычкова. — А это именно то, что нужно всем без исключения современным городам». Мария Комарова