Во Флоренции сразу восемь музеев подготовили экспозицию о связи моды п искусства сквозь века. На сколько зависят они друг от друга, насколько равны в своих претензиях, как влияют друг на друга и насколько положительным можно считать это влияние? Поиск ответов на все эти вопросы и есть главная задача выставки «Сквозь искусство и моду», которая открылась 19 мая во Флоренции. Кураторы исследуют художественные течения и стили от классических до авангардных, от прерафаэлитов до футуристов, от сюрреалистов до радикальных экспериментаторов нашего времени.
Индивидуализированные подарки всегда запоминаются больше чем обычные вещи. Браслеты с именами как раз относятся к подобным подаркам, которые не оставят никого равнодушными.
Выставка поделена на восемь секций, каждая из которых, по сути, отдельная глава в истории сложных и запутанных отношений искусства и моды, а среди экспонатов много узнаваемых хрестоматийных вещей. Это и платье «Мондриан» Ива Сен- Лорана 1965 года, и наряды Эльзы Скьяпарелли, созданные в сотрудничестве с Сальвадором Дали в разгар сюрреалистической лихорадки в Европе, и плиссированная туника Delphos, созданная в 1911-м Мариано Фортуни, и деревянный корсет Хуссейна Чалаяна 1995-го, и платье Иссея Мияке 1996 года с фотопринтом, воспроизводящим произведение японского авангардиста Ясума- сы Моримуры, известного своими смелыми заимствованиями из классического наследия. Говоря о связи моды с искусством, невозможно обойти вниманием Энди Уорхола с его блестящими иллюстрациями для глянцевых журналов и поп-арт- опытами, не раз процитированными дизайнерами моды.
Выставки, организованные Фондом Ferragamo в Музее Ferragamo во Флоренции, становятся ежегодным летним подарком любителям и ценителям моды. Сам музей, расположенный в палаццо Спини-Ферони, где штаб-квартира Ferragamo обосновалась еще в 1938 году, являет собой изумительный пример средневековой архитектуры Италии. Тем эффектнее смотрятся в его стенах мода и искусство более поздних эпох.
Кроме Музея Ferragamo выставка расположилась в Галерее костюма и Галерее современного искусства в палаццо Питти, Музее Марино Марини, Национальной библиотеке Флоренции и в Музее ткани в старейшем текстильном центре Италии, городе Прато. Разумеется, есть и экспозиция, посвященная самому Сальваторе Феррагамо, обувь которого сравнивали со скульптурой. Здесь же портрет дизайнера в богемном костюме художника XVIII века и эскизы художника-футуриста Лючио Венны, которые он создавал для рекламы марки в 1930-е годы.
Обращение к классике считается отличительной чертой итальянской моды XX века. Первым ярким примером такого взаимодействия стали работы Розы Дженони, знаменитой в начале века портнихи. В 1906 году на «Экспо» в Милане она представила два платья, которые стали манифестом новых идей: одно было инспирировано рисунком Пизанелло, другое — «Весной» Боттичелли. Сегодня они представлены в окружении современных вещей, вдохновленных классическим искусством.
Дальше кураторы переходят к непосредственному взаимодействию моды и искусства — в этом разделе как раз выставлены и вещи Мариано Фортуни, и экспериментальные работы футуристов, и платья Сони Делоне, и совместные проекты Скья- парелли с Кокто и Дали, и, конечно, то самое платье «Мондриан». Энди Уорхолу, как художнику, претворившему в жизнь симбиоз искусства и моды, посвящен целый раздел выставки. Иллюстрации, фотографии и его знаменитое «Суперплатье», которое воспроизводит в шелкографических принтах изображения знаменитого супа «Кэмпбелл».
Не обошлась выставка и без политического высказывания. Британский художник нигерийского происхождения Йинка Шонибаре демонстрирует инсталляции и фильмы, осмысляющие мультикультурализм современного мира. Фигуры одеты в костюмы XVIII и XIX столетий, но сшиты из батика, ткани изначально африканского происхождения, и как бы напоминают: наш век — время, когда Север все больше отступает под натиском Юга. Ольга Михайловская