Руководители жалуются, что кругом — самоуверенные неучи. Настоящие специалисты, наоборот, слишком не уверены в себе. Есть ли золотая середина между отсутствием квалификации и ее «передозировкой»? И как оценить себя по достоинству?
Каждый год ученым вручается пародийная Шнобелевская премия, учрежденная Марком Абрахамсом и юмористическим журналом «Анналы невероятных исследований», — за достижения, которые вначале заставляют посмеяться, а потом задуматься. Так, лауреатами Шиобеля по психологии в 2000 году с тали Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер. доказавшие, что «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, и не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации». Ученых вдохновили Чарльз Дарвин, утверждавший, что «невежество чаще рождает уверенность, нежели знание», и Бертран Рассел, автор высказывания: «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том. что те, кто испытывает уверенность, — глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».
Я ЗНАЮ ТОЛЬКО ТО…
В 1999 году Даннинг и Крюгер выдвинули гипотезу, что недостаточная квалификация повышает уровень уверенности в себе. т.к. не позволяет объективно оценить собственные возможности. В то же время высококвалифицированные профессионалы склонны к комплексу неполноценности в оценке своих способностей, считая других более компетентными. Первыми «подопытными кроликами» стали слушатели курсов по психологии Корнелльского университета. Опираясь на тот факт, что некомпетентность, как правило, связана с незнанием основ деятельности, Даннинг и Крюгер сформулировали четыре постулата своей теории. Люди с низкой квалификацией часто переоценивают собственные умения. Они не способны осознать уровень своей квалификации и в то же время не могут оценить действительно высокий уровень других. Наконец, результатом обучения становится способность осознать собственную некомпетентность, даже если обучение не влияет па ее уровень как таковой.
Опубликованные в «Журнале о личной и социальной психологии» результаты
экспериментов были высмеяны и раскритикованы профессиональным сообществом. Один оппоненты теории утверждали, что люди в принципе оценивают себя «выше среднего», и это не имеет отношения к невеждам. Другие утверждали, что слишком легкие экзаменационные задания заставили «двоечников» рассчитывать на легкий уcnex, а «отличники» не поняли, с чем могут не справиться остальные студенты. Наконец, эксперименту было отказано в чистоте, так как подопытные знали, что являются объектом исследования. Ученые усложнили условия экзамена, однако теория подтверждалась вне зависимости от вводных.
Современные навигаторы обладают множеством полезных функций позволяющих чувствовать себя уверенным в любой местности.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВЕДЕНИЯ
Эффект распространяется на все сферы жизни: так. например, реальные эксперты редко участвуют в интернет-спорах, зато любители, прочитавшие пару научно-популярных статей. мнят себя великими специалистами, чье мнение в данной сфере непреложно. Но в бизнесе его проявления особенно наглядны. Инна Кузнецова, член Совета директоров компании СЕУЛ Logistics рассказывает, как узко мыслящие специалисты, неспособные увидеть всю картину в целом, подготавливают заключения, па основании которых топ-менеджмент принимает неверные решения:
«В ходе подготовки покупки компаний мне пришлось не раз обсуждать различные элементы нового бизнеса с людьми, влияющими на решение. Нередко случалось, что специалисты по продуктам настолько «влюблялись» в технологию, что пытались отмести возражения юристов или пренебречь лишней проверкой. Детальная проверка обнаруживала немало серьезных факторов: от «слабых» мест лицензии на использование продукта, делающий продавца верной мишенью для иска, до конфликтов интересов, например, из-за здания компании, находящегося во владении одного из ее руководителей и сданного ей в лизинг. Если маленькая компания «летает под радарами», то, став частью публичной корпорации, она тут же оказывается в лучах софитов — и становится привлекательной жертвой для судебных исков».
Способность видеть только одну сторону ситуации, святая убежденность в том, что «все получится, потому что я уверен в себе», без учета внешних факторов, банальное незнание топкостей развития рынка — все это приводит к бизнес-провалам. Топ-меиеджеры часто утверждают, что для бизнеса нет большой разницы, чем управлять: компьютерной фирмой или мебельной фабрикой. Опыт показывает, что даже очень профессиональный человек может «провалить» неизвестный ему бизнес. если начнет применять к нему привычные инструменты. В ноябре 2011 года бывший глава розничных операций Apple Гоп Джонсон пришел CEO в JC Penney, крупную сеть относительно дешевых магазинов одежды. Он провел ряд преобразований, включая изменения в ценообразовании. И в результате компания потеряла прибыль, клиентов и в конце концов 40% стоимости акций. Возможно, в основе неудачи лежала разница между привычным Рону бизнесом Apple, основанном на инновации и желании покупателей платить больше за сильный бренд и высокое качество, и моделью JС Penney, стоящей куда ближе к массовому производству.
На одну успешную историю, как два подростка в гараже родителей придумали бизнес с миллионным оборотом, приходится примерно миллион, когда «гаражные бизнесмены» еще несколько лет раздают долги и залечивают раyы, нанесенные самолюбию. Тренеры карьерного роста настоятельно рекомендуют регулярно расширять знания в своей сфере, посещать дополнительные курсы и семинары. Впрочем, они предупреждают: следует быть готовым к удару, который в определенный момент может потерпеть гордыня, поскольку обучаемый может столкнуться с ощущением, которое несложно описать фразой: «Каким же
глупым я был!» Тем не менее еще Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Ирина Моцная. переводчик, бизнес-консультант, рассказывает: «Я очень часто сталкиваюсь с текстами, которые перевести с нуля проще, чем отредактировать. А бывает так, что и оригинал пе блещет смыслом. К сожалению, авторам документов практически невозможно объяснить, что их идеи нечитаемы и не воспринимаемы, язык — это та сфера, в которой каждый мнит себя специалистом — он же на нем разговаривает. Как бизнес-консультант я часто встречаю людей с идеями бизнеса, обреченными на провал. Но убедить их, что та пли иная стратегия не подходит местным условиям или даже не соответствует законодательству, получается, только если «стартапер» действительно квалифицированный специалист. Новички, как правило, считают, что все у них получится».
СЛИШКОМ ХОРОШО — ТОЖЕ ПЛОХО
Правда, у эффекта есть и другая сторона, когда квалифицированные люди склонны скорее недооценивать свои знания, считая их стандартными для своей должности или стажа. Между тем есть навыки доста-точно специфичные для рынка, и уникальные специалисты оказываются невостребованными просто потому, что не указывают все свои навыки в резюме, п хедхантеры просто не могут их отследить.
Анастасия Мясина, супервайзер группы Engineering&it, ManpowerGroup приводит пример: «Я специализируюсь в основном на поиске технических специалистов — инженеров, программистов и т.д. Чрезмерная скромность характерна для двух категорий соискателей: специалисты из российских компаний без частой смены мест работы и релокапты. П те, и другие редко сталкивались с конкурсами, работой в транснациональных компаниях п т.д. Их приходится долго готовить к интервью. Мой совет тем, кто не уверен в себе или своей объективности: сравнить себя с другими. Посмотреть резюме людей с аналогичным опытом, их профессиональные и материальные амбиции. Наконец, вариант, требующий денег, по самый продуктивный: обратиться к профессионалам в рекрутинговые агентства». Иногда для того, чтобы обратить па себя внимание работодателя, нужно просто указать в резюме все навыки.