«Война» спортсменов и антидопинговых комиссий вышла за рамки спорта как такового. Теперь, как кажется, основной интерес ВАДА (Всемирной антидопинговой ассоциации) заключается в совершении «казни» над прославившимися спортсменами, а вовсе не в том, чтобы добиться справедливости и уравновесить права будущих олимпийских чемпионов.
Разнообразие анаболиков на «олимпийском рынке» заставляют ученых проводить сложные исследования для того, чтобы как можно точнее выявить наличие допинга в организме спортсмена. Одним из эффективнейших анаболических стероидов признан тестостерон – по структуре брат-близнец мужского полового гормона. Каким образом действует синтетический тестостерон на организм человека? Во-первых, значительно увеличивается мышечная масса. Мощное воздействие на нервную систему снимает усталость, повышает выносливость и работоспособность, грубо говоря, организм человека делает резкий прыжок, значительно превышая естественные его способности.
Изучение тестостерона как анаболика начались еще в 1935 году, но лишь в 1984 году профессор Манфред Донике изыскал достоверный способ вычленить наличие экзогенного тестостерона в анализах претендентов на первенство в спортивных соревнованиях. Путем синтеза реагента MSTFA (который впоследствии стал революционным в данной области исследований!) частицы тестостерона объединялись с реагентом, давая ясную картину для борцов с допингом. Однако для Донике недостаточным было выявить концентрацию анаболика в теле спортсмена, и он применил смелую методику определять не количество тестостерона, а отношение синтетического тестостерона к его естественному аналогу, содержащемуся в организме.
Чтобы доказать действенность такого метода были проведены тысячи тестирований и анализов. Оказалось, что есть и исключительные случаи, которые показали присутствие «натурального» тестостерона в крови спортсменов практически в том же количестве, что и анаболика. В таких случаях тест на соотношение показывал норму. Тест заведомо становился отрицательным на наличие допинга. Следующим «открытием» стали показатели присутствия допинга, при этом естественный уровень тестостерона был низким, и даже самое небольшое содержание экзогенного тестостерона показывал его яркое присутствие.
После подобных результатов, стало очевидным, что необходимо несколько расширить рамки для решения «положительного допинга» в крови участников олимпиад, а уж если они при первом анализе попадали в границы недозволенного, их инспектировали при любой возможности – на тренировках, в ресторане, в общем, незапланированно и внезапно.
Манфред Донике не остановился на одном действенном способе различать тестостерон в анализах спортсменов. Необходима была методика, чтобы раздобыть (на всякий случай) дополнительное подтверждение исследования на допинг. Неспроста, так как за ложными свидетельствами следовали судебные разбирательства и публичные скандалы. Дело касалось, в первую очередь, репутации и спортивной карьеры чемпионов. А за это они стояли насмерть.
Во втором случае была сделана ставка на стероидный профиль (идею подтолкнули бодибилдеры, регулярно употреблявшие анаболические стероиды; в результате употребления препаратов искажался стероидный профиль). Результатами данного исследования стало публичное заявление Донике об употреблении анаболических стероидов победителями в легкой атлетике Сеульской олимпиады в 90 процентах случаев! Методика оказалась действенной, но не была признана публикой. Очевидные факты были отвергнуты.
В настоящее время вводится новый метод выявления тестостерона – изотопный (базируется на соотношении изотопов углерода в естественном и синтетическом тестостероне человека).
На борьбу с применением допинга встают Олимпийский комитет и WADA. Основная задача – уличить нарушителей и применить к ним жёсткие меры наказания, так сказать пресечь «преступную» деятельность. Дисквалификация от трех месяцев до пожизненной ждет тех, кто посмеет применить запрещенные препараты на соревнованиях.
Статья предоставлена сайтом Твой Тренер