Пока окружающие спорят, «Пятьдесят опенков серого» -любовный роман или все же уже порнография, мы выяснили, почему на самом деле нам хочется прочитать эту книгу.
До сих пор в качестве объяснения причины беспрецедентной популярности «Пятидесяти оттенков» использовали самую очевидную секс. Секс продает все что угодно, и книга-живое подтверждение этому. Самые большие скромницы. не стесняясь ни бабушек и метро, ни других попутчиков, читали роман, даже не прикрыв его непрозрачной обложкой. Наверное, многие были свидетелями укоризненных шепотков: «I I как ей не стыдно такое в общественном месте читать!» И даже несмотря па то, что автор произведения до сих пор получает благодарности от женщин, которым бестселлер помог оживить сексуальную жизнь, Стивен Снайдер, психиатр, эксперт в области консультирования семенных пар, из Нью-Йорка полагает: дело не только в откровенных сцепах. II даже пе в ЬДС’М. «Кинга пленила сердца миллионов тем, что это — рассказ о невозможной любви, которая стала реальной благодаря мужеству, настойчивости и удаче. — объясняет психиатр. — Каждая чпта гельнпна улавливает то, что нельзя выразить словами: это история практически любой пары, где влюбленные узнают друг друга, учатся доверять и благодаря работе над отношениями становятся счастливы». I! все-таки трудно поверить, что самый обычный роман, который даже с большой натяжкой не назовешь литературным произведением. стал бестселлером благодаря хеппи-энду «и жили они долго и счастливо». Так в чем же причина?
НА ГРАНИ
У пас много недостатков. И мы чаще смотрим сериал in про уби ист ка и сплетничаем, чем ходим в филармонию. II читаем, очевидно. «Пятьдесят оттенков», а пе Пруста. Врач-сексолог и психотерапевт Евгений Кульгавчук считает, что спрос, на так\ к> литературу вызван расширением диапазона сексуальной приемлемости. И относит бестселлер к новому жанру — художественной сексопатологии: «Ведь, согласно общепринятой мировой классификации болезней, ПДСМ — не вариант нормы, а отклонение от нее. Садомазохизм — сексуальная тяга к действиям, которые вызывают боль, унижение или зависимость. Если садомазохизм проявляется нечасто и в виде игры, можно говорить о границе нормы и патологии. По когда подобные действия складываются в основное поведение’, речь уже о расстройстве полового предпочтения». Самое неприятное, по мнению сексолога, что такие книги могут провоцировать отклонения в сексуальном поведении, особенно у людей с только формирующейся сексуальностью, как правило, у подростков. К счастью, мы здесь все взрослые люди с устоявшимися предпочтениями, поэтому интерес к теме «подчинение-доминирование» можем объяснить с другой точки зрения.
Дело в том, что в книге описаны переживания Кристиана Грея психологически травмированного человека, который пережил в детстве насилие. Вряд ли кого-то оставит равнодушным такая грустная история, она и обеспечивает эмоциональный отклик читателей. «Несмотря на то. что Грей представлен сильным и авторитарным, это доминирование — кажущееся. За ним скрывается ранимый, тревожный и неуверенный в себе человек, объясняет процессуально-ориентированный психотерапевт Ольга Подольская. — Чрезмерный контроль — всего лишь способ справляться с тревогой». Как и для героиин книги. Анастейши, подчинение станови гея способом избежать беспокойства, переложить ответственность за себя на того, кто старше, умнее, сильнее». Такие же утрированные’ п яркие характеры — авторитарный и ма-зохистический описывал в своей работе «Бегство от свободы» психоаналитик Эрих Фромм и говорил, что подчинение и доминирование — всего лишь способ избежать внутренней свободы, ответственности за то. что с памп происходит. Как и всегда при чтении, мы можем самоотождествлягься с героями книги и пережить вместе какие-то свои печали, реализовать неосознаваемые желания. К примеру, многие женщины мечтают встретить идеального спутника: красивого, богатого, сексуального и брутального. Поэтому пе удивнтелеи интерес к книге: наивная история скромной студентки Апастейшп превращается в столь любимую многими сказку про Золушку.
Многие геймеры слышали и хотели бы http://steam-account.ru/oplata/the-witcher-3-wild-hunt. Сделать это не трудно благодаря онлайн сервисам.
КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН
Казалось бы: ну нашла .Чолхшка своего Принца, почему бы пе закончить па этом историю, ведь, но идее, все должны быть довольны. Тем более, что. по мнению Евгения Кульгавчука, биологически женщины
предрасположены к подчинению, а мужчины — к доминированию, н этим фактом тоже частично можно объяснить популярность романа. Теоретически, Анастейша и Кристиан должны стать просто идеальной нарой. Эмоциональная тяга женщины к победителю (олицетворением которого и является мультимиллиардер Грей) заложена биологически и подкреплена воспитанием. Все помнят, какие качества при ви вал и нам с. детства: умение находить компромиссы, быть мягкими, милыми, добрыми, приятными. «Но реальная жизнь показывает, что женщины тоже могут быть лидерами и победителями, — объясняет Ольга Подольская. — Поэтому, с одной стороны, роман поддерживает естественное стремление женщин к супермужественным партнерам, а с другой — отражает актуальный конфликт: как находить общий язык с таким мужчиной, если подчиняться на самом деле не очень хочется». Это мы и видим в поведении Анастейши: она отчаянно борется за свое право решать самой — что и когда ей есть, как одеваться и куда устраиваться на работу. Несмотря на очевидность, многие женщины этот внутренний конфликт до сих пор пе осознают. И, так как история «доминирования-подчинения» больше эмоциональная, чем рациональная, неудивительно, ч го для ее раскрытия авто}) выбрала сексуальные отношения героев.
Кстати, героиня, борющаяся за свободу и отвергающая авторитет возлюбленного, очень напоминает нам бунтующего под-ростка. Парадоксально, но к такие моменты Греи выполняет роль строгого родителя, авторитет которого нужно уничтожить, чтобы стать самостоятельным, взрослым. Или, говоря психологическим языком, сепарироваться. «С биологической точки зрения, годам к пятнадцати человек уже становится полностью взрослой особью, способной к продолжению рода.
Однако современное общество устроено так. что стать самостоятельным, начать себя обеспечивать II жить отдельно молодые люди не могут. Многие долго остаются инфантильными, и это доставляет немало хлопот», — объясняет Ольга Подольская. Выходит, актуальная проблема психологической сепарации и взросления тоже отражена в книге: Грей покупает издательство и делает Лнастейшу руководи гелем буквально паенлыю. Сначала она боится и сопротивляется такой ответственности, но в итоге начинает верить в себя и превосходно справляется с делами.
ПОД ГЛЯНЦЕВОЙ ОБЛОЖКОЙ
Что скрывать, книга нравится еще и потому. что в ней описана идеальная картинка. Тут нам и шикарные автомобили, и высокотехнологичные электронные девайсы, и куча брендовой одежды, которую учится носить героиня. II она сама, и ее возлюбленный тиран — оба обладают идеальными телами, стройными и в меру спортивными. Л еще v них страстный, разнообразный и. главное, регулярный секс. Однако за этой красивой блестящей оберткой скрывается пе очень приятная правда жизни. Если представить в роле Грея среднестатистического российского мужчину со средней зарплатой, а в качестве Лнастейши обычную женщину, вся эта история становится подозрнтелыю похожей па банальное домашнее насилие. Пожалуй, даже можно не приводить статистику, ведь и гак ясно, что эта проблема актуальна для наших соотечественниц. «По сути, терпение рукоприкладства — эго проявление все той же потребности в преувеличенной мужественности, только уже совсем не романтичное». — объясняет Ольга Подольская. Если у этого бестселлера и есть достоинство, то оно заключается не в выдающемся сюжете, неповторимом стиле или достоверно изображенных героях, а в одной простой идее: даже если мужчина невероятно красив, обладает несметными богатствами и любит тебя, все равно нельзя позволить ему делать все, что он хочет. Финал первой книги дает довольно простой, но верный посыл читательнице: мы всегда можем выйти из отношений, в которых нам делают больно — физически пли психологически. Это наш выбор, несмотря па любовь. «Главное, понять: прекращение любого вида насилия над нами входит в сферу нашей ответственности. И пе стоит об этом забывать».
Примечательно, что к третьей книге накал страстей спадает, и становится уже не гак ин тересно. А дело в том, что герои действительно изменились благодаря отношениям: Грей стал мягче и научился доверять, а Анастейша повзрослела. Хочется верить, что эго произошло не только из-за силы их любви, по благодаря успешной психотерапии, которую долгие годы проходил чертовски сексуальный миллиардер.