Туфельки

У нашей любви к туфлям, шляпкам, сумкам и прочей аксессуарной мелочи действительно очень много алогичного, никак не связанного напрямую с функциональной стороной этих вещей. Можем ходить в «туфлях мечты» с лучезарной улыбкой, даже если на ногах от них кровавые мозоли. Джеки Кеннеди, уже будучи замужем за Аристотелем Онассисом, заказывала туфли контейнерами — и никогда не носила, удивляя даже своего небедного мужа этим странным расточительством. Более того, известны случаи, когда женщина покупает красивую обувь не своего размера, чтобы просто на нее любоваться. И ладно бы это было свойственно какому-то узкому кругу — но явление почти повсеместное.

Превращение определенных предметов гардероба в фетиш, приверженность к которому выше доводов рассудка, связана, прежде всего, с тем, что в каждом из этих предметов скрыт символический смысл. И все равно, мало что вызывает такую страсть, как туфли. Отношения с пими жегпципа выстраивает более тщательно, чем с мужчинами, и зачастую испытывает к собственной обуви более глубокую привязанность, чем к партнеру. Психологи не смогли обойти вниманием этот феномен.

Блог про бизнес cyphergrp.com введет новичков в мир деловых отношений и поможет раозобраться в современных тенденциях.

ГОВОРЯЩАЯ ОБУВЬ

Для начала заметим: ученые из Канзасского университета выяснили, что обувь говорит о нас больше, чем все остальные детали гардероба вместе взятые. Только по изображению ботинок респонденты смогли назвать до 5-6 черт характера их обладателя, и в 80% случаев попали в точку. Оказалось, выбор одежды нам зачастую диктует общество: мнение друзей, коллег, родителей, партнеров или дресс-код, принятый на работе, оказывают большее влияние, чем индивидуальный вкус. Тогда как в выборе обуви мы больше руководствуемся личными пристрастиями, на подсознательном уровне отражающими свойства нашего характера.

Но если среди мужчин «шузоманьяки» встречаются редко, то почему-то среди женщин это весьма распространенное заболевание. Лет десять назад один авторитетный глянцевый журнал признал: 13 пар обуви — «прожиточный минимум» каждой. Женщины повозмущались, пересчитали и удивились. Даже в гардеробе самых скромных из них редко можно найти меньше.

БЕЗ УМА

Страсть к приобретению туфель побеждает доводы рассудка даже у самых, казалось бы, прагматичных представительниц рода человеческого. Историй «вышла за хлебом, потратила последние деньги на пару шпилек», «спустила на обувь всю зарплату» -миллионы. Психологи провели исследование и выяснили: цена становится крайне незначительным фактором при покупке женщиной новой пары, поскольку удовольствие, которое она хочет получить от этого, перекрывает денежные риски во много раз. При выборе туфель запускаются важные процессы — на психическом и физиологическом уровнях одновременно.

Во-первых, на ступнях есть эрогенные зоны, и сам процесс погружения ноги в туфлю воспринимается как акт чисто физического удовольствия остро сексуального характера. Когда нам нравится тот или иной мужчина, мы начинаем «примерять» на себя возможность близких отношений с ним, и во время свидания непроизвольно снимаем и надеваем туфельку, подсознательно имитируя сексуальные отношения, раздражая собственные эрогенные зоны.

Во-вторых, туфли, особенно на каблуках, — синоним женственности, эротизма и власти. Думая, какую пару надеть, женщина проецирует на себя ситуации, ассоциирующиеся с этой обувью. Выбор особенно высокого каблука, но мнению некоторых
специалистов, есть не что иное, как присвоение женщиной мужского начала; каблук как символический фаллос, отвечающий за агрессивное и доминирующее поведение.

А когда включаются настолько глубинные психологические процессы, думать о невыплаченной ипотеке или накоплениях на отпуск совершенно невозможно.

МОЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Зачем же нам туфли в таком количестве? Популярность сериала «Секс в большом городе» была настолько высока не только потому, что его героини — четыре работающие горожанки средних лет — обсуждали волнующие всех проблемы с мужчинами, родителями и начальством. Каждая третья зрительница узнавала себя в персонаже Кэри Брэдшоу, известной именно маниакальным стремлением коллекционировать туфли. Конечно, у каждой из нас эта коллекция разнится в зависимости от финансовых возможностей, но все равно: объемы активно используемой обуви и имеющейся в наличии в шкафу, как говорится, две большие разницы.

Французский психолог Софи Кадален, автор нескольких книг о психологии моды, видит в коллекционировании обуви — равно как и сумок со шляпками — нарциссическое расширение личности. В каждой новой прекрасной, элегантной, модной, экзотической паре или вещице мы видим себя. И чем больше этой «прекрасной себя», тем лучше. Гораздо более грустной кажется Софи ситуация, когда женщина покупает изящные лодочки, но они десятками копятся, а потом пылятся в шкафу, тогда как изо дня в день их обладательница ходит в стоптанных башмаках или кроссовках. Разумеется, можно объяснить это заботой о суставах — физиотерапевты в один голос кричат: каблуки — причина раннего артрита и подагры. Но мадам Кадален видит другие мотивы: «Подобное поведение иногда рассматривают как нежелание женщины выводить на поверхность свои фантазии, свое истинное Я. Это своеобразное нежелание переходить от мысли к делу. Сам факт наличия «туфель мечты» становится источником наслаждения». Также в эти изящные туфли уходят качества, которые женщина боится проявлять в жизни: слабость, открытость, беззащитность. Чем больше разница между повседневной обувью и тем, что хранится в коллекционных коробках, тем сильнее подавлены типично женские черты.

ПОБЕГ НА КАНИКУЛЫ

Было время, которое можно охарактеризовать как период повального увлечения вьетнамками. Тогда эти резиновые шлепанцы, предназначенные исключительно для пляжа, все чаще встречались в качестве городской и даже вечерней обуви. Психологи увидели в этой тенденции сразу несколько важных примет. Вьетнамки, утверждают они, привлекают тех, кто хочет спокойной и легкой жизни, жаждет сбежать от формализма повседневных правил и социальных ограничений. Дэбби Мандел, изучавшая внезапный всплеск популярности вьетнамок, пишет, что это единственная обувь, позволяющая нам почти мгновенно перейти в неформальную сферу жизни. Исследования, проводившиеся в Северо-Западном университете, цель которых была выявить, как одежда влияет на эмоциональное и психи-

ческое состояние людей, показали: если лабораторный халат повышает способность к концентрации и остроту внимания, то вьетнамки не только посылают в мир сигнал «я знаю, как получать удовольствие от жизни», но и действительно помогают чувствовать себя более расслабленным. А главное, что удалось выявить Дэбби, — это факт, что в большинстве случаев вьетнамки выбирают люди, которым надоело проявлять толерантность по отношению к окружающим.

«Когда ходишь в этой обуви, непроизвольно постоянно издаешь плюхающий звук -«флип-флоп», который, собственно, и дал название этим шлепанцам, — говорит она. — И таким образом привлекаешь к себе всеобщее внимание, так или иначе заявляешь о себе. Это не бесшумные балетки, которые больше всего нравятся тем, кто предпочитает всегда и во всем учитывать чужое мнение, «ходит на цыпочках», но и не каблуки с их агрессивным цоканьем и желанием обязательно настоять на своем. В «хлопанье» вьетнамок по босой стопе много эгоизма, потому что этот звук действительно может раздражать окружающих. Но это здоровый эгоизм».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.